Глубины с гарантией
Общая протяженность внутренних водных путей в СибФО составляет примерно 25 тыс. км, а с гарантированными глубинами – 14 тыс. км. Навигация в зависимости от территории длится от 90 до 200 дней.
В прошлом году по рекам Сибири перевезено 15,7 млн т грузов, что на 1,6% больше, чем в 2022-м, сообщил начальник управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота Александр Клюкин. Услугами речников также воспользовалось чуть более 1 млн т пассажиров – фактически на уровне предыдущего года.
На освоение перевозок влияют в том числе дноуглубительные и другие работы по оптимизации условий судоходства. Так, в Енисейском бассейне улучшены параметры судового хода от Красноярска до Дудинки. Минимальная навигационная глубина на данном направлении составляет 3 м, уточнил А. Клюкин. В 2024 году на Енисее продолжится развитие пропускной способности речных маршрутов.
В Обь-Иртышском бассейне в 2022–2023 годах повышена категория внутренних водных путей на 606 км. В 2024 году в границах Ямало-Ненецкого округа установят несколько гидрологических постов, что поможет судоводителям получать оперативную информацию об изменениях уровней воды на боковых реках, на которых осуществляются социально значимые перевозки пассажиров.
Промерные изыскательские работы, а также формирование электронных навигационных карт запланировано в верховьях реки Лены.
Для проведения подобного рода операций пополняется специализированный флот. «С 2020 года для бассейнов СФО построено 4 промерных судна, 5 ед. обстановочного флота, 2 земснаряда. С 2024 года запланировано еще 6 земснарядов», – проинформировал А. Клюкин.
Рекам не хватает то грузов, то воды
Навигационные возможности в регионах на востоке страны различны. К примеру, пропускная способность водных путей в Омской области в настоящее время превышает 20 млн т, тогда как ориентировочная загрузка речпортов региона составляет не более 30% от их общей мощности.
«Есть значительные резервы увеличения грузопотоков по всем направлениям за счет роста грузовой базы и расширения ее номенклатуры, модернизации портовой инфраструктуры и причальных сооружений, модернизации флота, формировании новых логистических, в том числе мультимодальных маршрутов. Решение указанных вопросов позволит повысить конкурентоспособность Обь-Иртышского бассейна, что, в свою очередь, будет способствовать развитию экспортного потенциала региона в целом», – ранее отмечал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Игорь Кожухов.
В Якутии из-за отсутствия гарантированных глубин на ряде участков Ленского бассейна возникают сложности с освоением имеющегося грузопотока. По словам главы республики Айсена Николаева, в последнее время проблема только усугубляется. Это явилось одной из причин, повлекших сложные судоходные условия в прошлом году и приведших к задержке завоза грузов в поселок Нижнеянск. Чрезвычайную ситуацию удалось предотвратить при помощи привлечения дополнительных судов, в том числе класса река-море. Схожее обстоятельство может произойти и на Индигирке.
В ближайшие годы совместно с федеральными структурами республике предстоит провести на баровых участках обоих рек дноуглубительные работы.
Если говорить исключительно о СибФО, то в ближайшее время в округе должны быть реализованы несколько проектов, направленных на поддержание системы речных перевозок. По словам сенатора Алексея Синицына, это реконструкция обстановочной базы флота Ангарского района водных путей и судоходства в Иркутске, модернизация Симоновских ремонтно-механических мастерских в Енисейске, поэтапное развитие гидротехнических сооружений Енисейского бассейна. В перспективе необходимо проработать вопрос создания портово-логистического кластера в Усть-Куте.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.