К выходу на рынок готовят продукт, способный защитить колесные пары и сохранить деньги как грузовладельца, так и собственника вагона. Как именно – об этом «РЖД-Партнеру» рассказывает Сергей Иващенко, руководитель направления продуктового маркетинга UMNO DIGITAL.
– Сергей Алексеевич, ОАО «РЖД» и владельцы подвижного состава из-за споров по поводу состояния колесных пар нередко обращаются в суд. Позволяют ли цифровые решения избежать связанных с этим неприятностей?
– Они позволяют вообще не доходить до суда. Рекомендуем владельцам парка и грузовладельцам взять за правило фиксировать состояние вагона и колесных пар. Фотографии, геометки и другие данные из приложения «Осмотр вагонов» станут весомым аргументом в переговорах с «РЖД», чтобы свести к минимуму случаи браковки вагонов и отстранения от движения. Например, 6,8% случаев разбраковки вагонов происходят из-за тонких гребней.
И связаны с тем, что грузоперевозчикам разрешают отправить вагон с пограничными гребнями ещё в один рейс.
Наши клиенты – собственники вагонов и грузовладельцы, для которых важно исправное состояние вагонов на протяжении всего маршрута: от погрузки до выгрузки. Железнодорожные перевозки для многих – безальтернативный способ доставки грузов. Сегодня осмотр и контроль состояния вагонов происходит в бумажном виде. Цифровое решение позволяет узнать не только о факте осмотра вагона, но даже время и место, где он проходил. Это фиксируется с помощью геометки.
Цифровое решение, которое предлагаем мы, действует параллельно с другими информационными технологиями транспортной отрасли, и в 95% случаев его достаточно, чтобы собственник контролировал параметры вагона при отцепке.
Фотографии хранятся в библиотеке, всегда можно посмотреть, как колесная пара выглядела в определенном промежутке времени. Несостыковки, которые возникают при бумажном документообороте, уходят, если участники перевозочного процесса переходят к цифровым решениям. Мы прогнозируем, что автоматизация осмотра вагонов приведет к снижению числа споров, если участники рынка переведут в цифру контроль за качеством вагонов и их деталей.
– Кто делает фотографии?
– Человек. В приложении он получает уведомление о необходимости сделать снимок при осмотре вагона или приемке деталей. Есть требование о фотографировании буксы, номера колесной пары. Ничто не заменит человека, так как осматривается большое количество узлов вагона, которые пока не способна измерять аппаратура.
Можно использовать данные контрольно-технического измерения (КТИ), которые собираются на порядка сорока пунктах железнодорожной сети и фиксируют геометрические параметры. Но они не присваиваются конкретным колесным парам.
Наше решение позволяет контролировать износ колесной пары. Многоступенчатая математическая модель отслеживает тенденции и предсказывает, когда колесная пара дойдет до состояния тонкого гребня.
– Почему такое внимание к колесной паре?
– С нашей точки зрения, это одна из самых важных деталей при эксплуатации вагона. Колесные пары стачиваются, уменьшая ресурс. Прогноз жизни колесных пар во многом определяет жизнь самого вагона, сумму вложения в ремонт и целесообразность инвестиций.
– Если сравнивать затраты на эксплуатацию вагона и затраты на эксплуатацию плюс покупку цифрового решения, то в каком случае выгоды больше?
– Кейс по осмотру вагонов показывает, что использование цифрового решения снижает затраты – при уменьшении случаев отцепки вагонов выигрывает и собственник, и грузовладелец. Приобретая наш продукт, собственник вагона сможет контролировать его состояние и вовремя запланировать ремонт.
– Несмотря на все преимущества, ваша цифровая услуга не способна избавиться от человеческого фактора?
– Мы разрабатываем решения, которые не приводят к большим капитальным затратам. Наша цель – перевести в цифру любое предприятие, у которого в парке от одной до пяти тысяч вагонов. Видеоаналитику может позволить себе крупный холдинг, ее нужно не просто установить, но еще и поддерживать работоспособность, что требует затрат.
Рассчитываю, что к концу года сотрудники наших клиентов смогут выезжать на осмотры не только по России, но и по территории стран СНГ. Уже сейчас на станциях Центрального, Южного и Уральского федеральных округов присутствуют компании, работающие с нашим приложением.
– Какие еще ИТ-решения вы предлагаете для железнодорожной отрасли?
– У нас целая фабрика инноваций. Ее задача – генерировать как минимум четыре продукта в год. В планах до 2027 года – иметь в портфеле 30–40 продуктов. Для этого привлекаем экспертов железнодорожной отрасли, соединяем их экспертизу с компетенциями по продуктовой разработке для создания востребованных ИТ-решений.
Сейчас в портфеле – «Осмотр вагонов», «Умное депо», IIoT-мониторинг для аналоговых станков ВРП, цифровой двойник железнодорожной инфраструктуры. В следующем году мы предложим отрасли новые продукты. Один из них прогнозирует износ колесной пары. Другие тоже из индустрии 4.0: технологии на основе промышленного интернета вещей, машинного зрения, предиктивной аналитики и big data.
erid: LatgC6eP1
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.