Правительство приняло постановление № 703, которое продлевает до 2030 года льготный тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. Это позволит значительно повысить предсказуемость планирования деятельности пригородных пассажирских компаний.
Правительство поручило ФАС внести изменения в соответствующую правовую базу и установить льготную ставку на уровне 0,01 до 31 декабря 2030 года. Как говорится в заявлении правительства, «решение будет способствовать повышению эффективности пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, позволит обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты. Министерству финансов и Минтрансу поручено при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств ОАО «РЖД» в размере, «обеспечивающем компенсации в полном объёме потерь в доходах, возникающие в результате государственного регулирования тарифов».
«Это решение позволяет перевозчикам, субъектам Федерации и ОАО «РЖД» осуществлять долгосрочное планирование, и оно полностью соответствует Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, – говорит руководитель Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин. – Это один из тех последовательных шагов, которые правительство делает в части поддержки пригородного комплекса».
В прошлом году государство выделило РЖД на компенсации 33,7 млрд руб., а в этом планируется 37,1 млрд. До сих пор требовалось ежегодное подтверждение льготы, что не способствовало долгосрочному планированию деятельности пригородных пассажирских компаний, в частности по закупке нового подвижного состава.
Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян говорит, что принятие документа, устанавливающего финансовые обязательства федеральных властей на 15 лет вперёд, является уникальным примером не только для российской железнодорожной отрасли, но и для экономики и социальной жизни страны в целом.
«Это соответствует лучшим сложившимся международным практикам, – подчеркнул эксперт. – В Германии ежегодный размер компенсаций, предоставляемых пригородным железнодорожным перевозчикам из федерального бюджета, достигает 5,7 млрд евро, при этом размер поддержки и темпы его индексации законодательно закреплены сроком на 15 лет».