По итогам сентября 2009 года объемы экспорта зерна из России составили около 2 млн тонн против 2,2 млн тонн в августе текущего года. При этом железнодорожные перевозки зерна возросли с 550 тыс. тонн до 600 тыс. тонн.
Экспорт зерна из России показывает отрицательную динамику с начала августа - поставки снизились на 7% по сравнению с августом 2008 года, с 2,4 млн до 2,19 млн тонн, отмечают в "Русагротрансе".
По данным компании, объем экспорта зерна из Украины также снизился, но менее значительно - на 4,6%, с 6,5 млн до 6,2 млн тонн. В результате по объемам экспорта Украине удалось обогнать Россию и занять третье место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров зерна, а Россия опустилась на четвертое место.
В то же время, отмечают в транспортной компании, качество украинского зернового экспорта значительно отстает от российского, так доля украинской фуражной пшеницы в общем объеме экспорта превышает 70%, российская пшеница сопоставимого класса - лишь около 20% объема.
При примерно одинаковой стоимости закупки зерна в $115-116 за тонну и сопоставимой стоимости транспортировки ($30 на тонну) стоимость перевалки зерна в российских портах Новороссийска и Туапсе выше, чем в украинских глубоководных портах, что связано с ограниченностью существующей инфраструктуры.
Общая мощность двух российских глубоководных портов на данный момент составляет 12 млн тонн, в то время как мощность украинских портов доходит до 30 млн тонн. В результате себестоимость тонны российского зерна FOB (на борту судна) даже с учетом возврата НДС на конец сентября 2009 года составляла около $169, а украинского - около $156 при цене спроса со стороны мирового рынка - $158 за тонну.
Кроме этого, дефицит элеваторных мощностей в сезоне 2008/09 достиг критической точки: при валовом сборе в 108 млн тонн, профильные мощности по хранению составляли не более 90 млн тонн, в результате чего элеваторы в 1,5 раза подняли цены на свои услуги перед поступлением урожая 2009 года.
"Девальвация гривны заставляет украинских производителей увеличивать объемы экспорта, а не хранить зерно. Это оказывает дополнительное давление на рынок в целом и на российский экспортеров, в частности. Повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке невозможно без вложений в существующую инфраструктуру. Развитие новых портов и строительство элеваторов в России позволит увеличить конкуренцию на этом рынке и приведет к снижению инфраструктурных затрат, что, в свою очередь, снизит себестоимость российского зерна и увеличит его конкурентоспособность на мировом рынке", - приводятся в сообщении ЗАО "Русагротранс" слова замгендиректора компании Олега Рогачева.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.