Важнейшей задачей развития транспортной системы России является модернизация «экспортных окон» страны - морских портов и подходов к ним, заявил министр. Сегодня эта задача в значительной степени решена.
В последние годы на Северо-Западе и на Юге России был реализован ряд суперпроектов, которые имеют не только экономическое, но и геополитическое значение. Это Балтийская трубопроводная система, Каспийский трубопроводный консорциум, комплексы по перевалке удобрений в портах Санкт-Петербург и Восточный, первая очередь угольного терминала в порту Усть-Луга.
По словам С.Франка, есть все основания уже в ближайшем будущем ожидать такого же «бума» и в портовой индустрии Дальнего Востока. В первом полугодии объемы переработки здесь увеличились на 12%. При этом мощности портов используются чуть больше, чем наполовину. Но объемы торговли со странами Азиатско-тихоокеанского региона растут и будут расти, а структура грузопотока принципиально меняется.
Растет потребление нефтепродуктов Китаем, и все больше наливных грузов тяготеет к дальневосточным портам, которые ранее не предназначались для этого. Все сильнее влияет на грузовую базу региона реализация энергетических проектов на Сахалине. Требуются дополнительные мощности для перевалки угля, удобрений и контейнеров.
Одновременно в Сибири и на Дальнем Востоке развиваются производства по глубокой переработке нефтяного, химического, лесного сырья. Они будут генерировать широкую номенклатуру дорогостоящих экспортных грузов. Эта тенденция выгодна и для промышленности, и для транспорта, заметил С.Франк.
На удовлетворение этих перспективных потребностей направлена модернизация портов Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Благодаря усилиям железнодорожников успешно развиваются припортовые станции и подходы к ним.
«На Дальнем Востоке и в Сибири, особенно в северных районах, государство проводит и будет проводить политику особой поддержки транспорта, не побоюсь сказать – политику протекционизма. Она должна найти отражение прежде всего в регулировании тарифов, которое не может строиться на простой калькуляции себестоимости. Здесь нужно решительно двигаться в направлении, которое определил в свое время Сергей Юльевич Витте. Он полагал, что тариф должен быть не только для коммерции, но и для державы», заметил министр транспорта.
Михаил Голдовский
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.