Ежегодное финансирование Евросоюзом проекта ТРАСЕКА составляет EUR9-11 млн., сообщила руководитель Координационного бюро ТРАСЕКА в Одессе Габриэллa Фритц в ходе международной конференции “Формирование транспортной сети Черноморского региона”, посвященной 10-летней деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Практически всем членам ТРАСЕКА оказана финансовая помощь в модернизации транспортной инфраструктуры.
На сегодня проектом ТРАСЕКА охвачены 12 стран: Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Украина, Узбекистан. Положительно решен вопрос о принятии Туркменистана, в стадии обсуждения - принятие Монголии. За неполных 10 лет существования ТРАСЕКА реализовано 46 проектов (13 инвестиционных и 33 технических) суммарной стоимостью свыше EUR100 млн. (50% - прямое инвестирование).
Крупнейшими из реализованных проектами в Черноморском регионе являются: преобразование железнодорожного терминала в Ильичевском порту в мультимодальный (EUR6.4 млн.) и организация паромной линии Батуми-Констанца ($2.6 млн.). В 2002-2003гг. на реализацию черноморских транспортных проектов планируется направить до EUR13 млн. Среди них - модернизация паромного моста в Батумском порту под европейскую железнодорожную колею; строительство паромного моста в порту Самсун; поставка современного оборудования на мультимодальные терминалы портов Поти и Ильичевск. Планируется разработка ТЭО создания свободных торговых зон в ряде портов, ТЭО усовершенствования пограничных переходов Молдова-Украина, системы “Виза ТРАСЕКА” для упрощения прохождения транзитных грузов на погранично-таможенных переходах стран-членов ТРАСЕКА; модернизация мультимодальных железнодорожных терминалов Молдовы и Украины.
С конца 2001г. на базе Украины реализуются два проекта технической помощи: “Гармонизация процедур по пересечению границ” и “Единая политика по транспортным сборам и тарифам”. Готовятся проекты создания общей правовой базы транспортного сектора и проведения тренинга в области транспортного менеджмента. Новым является проект “Координационная группа ТРАСЕКА”, в рамках которого открыты два офиса координационных бюро - в Ташкенте (координирование в странах Центральной Азии) и в Одессе (Юго-Восточная Европа).
По мнению генерального секретаря ОЧЭС Костаса Масманидиса, регион испытывает недостаток инвестиций. В основном средства поступают от приватизации, причем направляются на реконструкцию устаревшей инфраструктуры, а не на создание новых современных мощностей. После сентябрьских событий наблюдается отток инвестиций в развитые страны - Англию, США, Японию. Переломить эту тенденцию можно только с помощью устранения препятствий на пути инвестирования, в т.ч. реформирования налоговой базы, что относится и к Украине.
Основную конкуренцию проекту ТРАСЕКА в Черноморском регионе составляет реализация юго-западной ветви проекта “Север-Юг” (выход на российские порты Черноморско-Азовского бассейна). Идея проекта ТРАСЕКА на момент создания (начало 90-х годов) состояла в блокировании российских интересов при поддержке Европейского Союза, однако налицо коммерциализация транспортной деятельности. На сегодня годовые объемы российского транзита на порты Украины составили 20 млн. тонн; украинского через Россию на Восток - 1 млн., казахского и центрально-азиатского в черноморском направлении (Новороссийск и порты Украины) - 0.8 млн.
Сегодня ТРАСЕКА трансформировался в ряд конкретных коммерческих проектов: модернизация паромной переправы Украина-Грузия; строительство паромного моста в Актау; прокладка оптоволоконного кабеля Баку-Тбилиси-Поти/Батуми (проект оптоволоконной связи Франкфурт-Шанхай); реконструкция паромного терминала в Баку; восстановление автотрассы Баку-граница Грузии.
Со своей стороны, Россия заявила о своем желании участвовать в ТРАСЕКА в качестве наблюдателя через Координационное транспортное совещание государств-участников СНГ. Как отметила Г.Фритц, “если Россия предложит более выгодные условия, мы будем работать с ней. Бизнес ищет более дешевые варианты. Политические амбиции отошли на второй план”, сообщает SeaNews.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.