Доля стран ОЧЭС в мировом товарообороте возросла до 5%, было заявлено на саммите. Суммарный грузооборот портов черноморского региона превысил 220 млн. тонн, из них 90 млн. - доля украинских портов. Крупнейшим по грузообороту является порт Констанца (42 млн.), из украинских портов - Одесский (28.5 млн., 15-е место в Европе).
Годовой объем грузоперевозок на железнодорожно-паромной линии Варна-Ильичевск-Поти/Батуми превысил прогнозируемый (0.5 млн. тонн), достигнув 0.8 млн. тонн. Опережающими темпами прогрессировало грузинское направление. Годовые объемы грузоперевозок на грузинском и болгарском участках составили соответственно 0.45 (+36.4%) и 0.35 млн. тонн (-1.8%).
К середине 2002г. паромными маршрутами Болгария-Украина-Грузия, Украина-Турция, составляющими основную долю черноморских паромных грузоперевозок, воспользовались свыше 800 предприятий из более чем 24 стран Европы и Азии. Объем полугодовых перевозок паромами основных операторов - СК "Укрферри" и "Болгарское морское пароходство" - достиг 458.1 тыс. тонн (+21.5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Годовой рост украинского паромного грузопотока в направлении Грузии, Азербайджана, Армении составил +40%. По итогам текущего полугодия грузооборот линии Ильичевск-Поти/Батуми составил 258.5 тыс. тонн (+26.7%).
Открытие в середине 2001г. железнодорожной переправы Баку-Актау позволило продлить маршрут Украина-Грузия в направлении Казахстана и Узбекистана; существуют перспективы контейнерных перевозок за счет подключения китайского железнодорожного плеча.
Полугодовые объемы т.г. на болгарском плече Ильичевск-Варна составили 157.5 тыс. тонн (-7.2%).
Полугодовой грузопоток на новой линии Ильичевск-Дериндже (Турция) достиг 42.1 тыс. тонн, однако, по информации руководства "Укрферри", линия пока нестабильна и нерентабельна.
Объем грузоперевозок "Укрферри" на 2002г. прогнозируется на уровне свыше 0.8 млн. тонн при потенциале в 1.5-2. млн.; рост грузопотока на грузинском направлении ожидается на уровне 30%.
Стимулом развития украинско-грузинской линии стал договор между Клайпедой, Калининградом и Ильичевском об открытии нового маршрута Балтика-Беларусь-Украина-Закавказье, грузопоток которого оценивается в 0.3-0.4 млн. тонн. Разработаны сквозные льготные тарифы.
Планируется подключение "Укрферри" к контейнерным перевозкам Китай-Европа (паромный участок Актау-Баку, Закавказье, паромная переправа Грузия-Украина); Санкт-Петербург-Ильичевск (проект); Гданьск-Ильичевск (перевозка гуманитарных грузов в Закавказье, Среднюю Азию, Афганистан).
Украинская, армянская и азербайджанская стороны заинтересованы в развитии транзита иранских грузов на Европу посредством ввода в эксплуатацию железнодорожно-паромного маршрута Ильичевск-Поти/Батуми-Джульфа-Тегеран, что сократит расстояние транзитных перевозок почти вдвое, грузовые тарифы - на 40% (сейчас грузоперевозки осуществляются через Суэцкий канал вокруг Аравийского полуострова).
Учитывая экономический потенциал Ирана и активизацию сотрудничества между Ираном и Украиной, грузооборот на этом направлении может возрасти в несколько раз. По оценкам руководства "Укрферри", потенциал турецкого направления превышает возможности украинской стороны, а турецкая сторона подходящим паромным флотом не располагает. В настоящее время "Укрферри" ведет поиск инвесторов для приобретения дополнительных паромных судов до конца т.г.
Переправа Украина-Грузия подтолкнула развитие железнодорожно-паромных переправ Румыния-Грузия, осуществляемых в экспериментальном порядке двумя румынскими паромами по маршруту Констанца-Батуми. Батумский порт активно модернизируется с целью развития паромных линий на Стамбул, Самсун (Турция), Констанцу. В т.г. планируется завершение строительства железнодорожного парка, развязки и участка для смены колес.
Встречные работы по модернизации паромного комплекса планируется начать в Самсуне. В результате появится возможность создания в рамках ОЧЭС кольцевой паромной переправы вдоль берегов Черного моря, с учетом организации железнодорожно-паромного сообщения Батуми-Порт Кавказ (Россия), сообщает SeaNews.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.