+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2002 14:51:00
Разное / Новости
РЖД-Партнер

У балтийского транзита непростое будущее

В конце прошлой недели в гостинице Radisson SAS Daugava прошла 7-я международная транзитная конференция TransBaltica 2002.
Несмотря на то, что мероприятие почему-то не почтили своим вниманием латвийские политики и чиновники, а также влиятельные предприниматели отрасли, вопросы на конференции обсуждались стратегические. Главный из них - будущее балтийского транзита, влияние транспортной политики Евросоюза на страны-кандидаты в ЕС.

ТРАНСПОРТНЫЕ НОВОСТИ










Архангельский порт Нарьян-Мар открыл летнюю навигацию Тоннель Мегри-Караджан сократит магистраль, по которой осуществляются перевозки из Ирана в Армению



--------------------------------------------------------------------------------
АвтоТрансИнфо, 18 июня 2002
TransBaltica 2002: у балтийского транзита непростое будущее - латвийское издание


Рига. В конце прошлой недели в гостинице Radisson SAS Daugava прошла 7-я международная транзитная конференция TransBaltica 2002. Несмотря на то, что мероприятие почему-то не почтили своим вниманием латвийские политики и чиновники, а также влиятельные предприниматели отрасли, пишет латвийская газета "Час", вопросы на конференции обсуждались стратегические. Главный из них - будущее балтийского транзита, влияние транспортной политики Евросоюза на страны-кандидаты в ЕС.

Европа встает на рельсы

Европейские чиновники уже долгое время говорят о дисбалансе в распределении грузов между разными видами транспорта. Большая часть пассажирских и грузовых перевозок идет по автотрассам. В 1998 году доля автодорожного транспорта составила около половины всех грузовых перевозок (44%) и более чем две трети пассажирских (79%). Ситуация с железнодорожным транспортом - полная противоположность. В период между 1970 и 1998 годами доля грузовых железнодорожных перевозок в Европе упала с 21 до 8%. И это при том, что грузов стали перевозить значительно больше. В общем, европейская железная дорога понемногу сдает позиции. Такого быть не должно, сделали решительный вывод чиновники из Евросоюза, разработав и утвердив в сентябре прошлого года документ под названием "Белая книга". Основная задача его выглядит примерно так: разгрузить автодороги и дать зеленый свет водному и железнодорожному транспорту. Одна из участниц конференции Анастасия Фриск рассказала присутствующим, чем это может обернуться для стран, присоединяющихся к ЕС. Прогнозы оказались неутешительными. Для достижения поставленных задач в ЕС в ближайшее время будет предпринят ряд мер, с которыми Латвии обязательно придется считаться: учредить систему взимания платежей за пользование инфраструктурой автодорог, запретить движение грузовых автомобилей в выходные и праздничные дни; к марту 2003 года полностью либерализовать 50 000 км Транcъевропейской железнодорожной сети; создать так называемые "морские магистрали". Последние, к слову, будут созданы за счет европейских субсидий и отнимут значительную долю грузов у уже существующих и преуспевающих операторов.

Латвийских бизнесменов ждут в Пскове

По утверждению многих участников конференции, между предпринимателями стран СНГ и Балтии до сих пор много разногласий. Так, заместитель главы администрации Псковской области Владимир Бланк заявил: "За последние годы население в приграничной полосе Латвии и России сократилось в два раза, так как мы не можем договориться, как делать бизнес". Между тем Псков, по словам г-на Бланка, выдвигает своим соседям массу предложений по сотрудничеству. Одно из них - создание двух еврорегионов: Эстония - Псковская область и Латвия - Псковская область. При успешной совместной работе региональных властей и органов местного самоуправления можно восстановить судоходство по Псковскому и Чудскому озерам, решить экопроблемы, стимулировать кооперацию, взаимную торговлю и инвестиции.

Мы обречены на сотрудничество

Одной из главных тем прошедшей конференции стали дискуссии на тему будущего балтийского транзита. Что, впрочем, вполне объяснимо: российские грузы, которые в прошлом году прошли через порты Латвии, составили 55%. И судя по выступлениям двух известных академиков - эстонского Михаила Бронштейна и российского Бориса Усанова, будущее у балтийского транзита есть, хотя отнюдь не безоблачное. К слову, на конференции в прошлом году оба специалиста устроили настоящие словесные баталии. Напомним, что в то время терминал в Приморске, которого так боятся местные предприниматели, пребывал в проектной стадии. Сегодня, когда проект уже успешно работает, "война" между российской и балтийской сторонами несколько поутихла. О чем и сообщил присутствующим г-н Усанов. "Взаимоотношения наших государств наконец повернулись в сторону консолидации, - отметил г-н Усанов. - В том же направлении надо действовать и дальше. Поскольку только так балтийский транспортный коридор выстоит в борьбе с другими широтными транспортными коридорами между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Тарифы придется снижать всем

Положительный настрой всех участников конференции несколько подпортила тема тарифов. Постоянные жалобы россиян на "переплату" за транзит через "чужие" порты академик из Эстонии перевел в разряд мифов. "Когда нам приводят цифры российских потерь - от 2 до 2,5 миллиарда долларов в год, они, мягко говоря, взяты с потолка, - считает г-н Бронштейн. - Реально же перевалка нефти и нефтепродуктов - а это около 60% всех грузопотоков через порты стран Балтии - обходится российским экспортерам в 0,4 - 0,5 миллиарда". Как бы подтверждая наметившееся в балтийско-российских отношениях потепление, оппонент академика из Эстонии г-н Усанов заметил: "Вас волнует вступление в ЕС, нас - во Всемирную торговую организацию. На этом пути у всех нас лежит несколько смягчающих решений по тарифам".

"ЮКОС": "Транзит - это прежде всего бизнес"

И все бы ничего, считает г-н Бронштейн, но искаженная информация влияет на принятие политических решений. К сожалению, на конференции не присутствовал первый вице-президент Евроазиатского транспортного союза Сергей Желаннов. Тема его доклада наверняка бы заинтересовала всех присутствующих - "Транзит - это бизнес или политика?". Впрочем, латвийское издание все же попыталось найти ответ на этот вопрос и обратилось за комментарием к Михаилу Рудому, руководителю сектора по транспортировке нефти нефтяной компании "ЮКОС". "Только бизнес! - уверил нас г-н Рудой. - По крайней мере мы стараемся поступать именно так". В качестве примера представитель крупнейшей нефтяной компании привел случай из конца 90-х. В то время "ЮКОС" находился в далеко не простой финансовой ситуации. Прекрасно зная об этом, два партнера - Одесский порт и Ventspils nafta - поступили с точностью до наоборот. Латвийская компания пошла на уступки, а одесситы потребовали незамедлительной оплаты задолженности. "Конечно, мы расплатились, - рассказывает г-н Рудой. - Но теперь наши отношения с Одесским портом сильно отличаются от отношений с латвийским портом. И не в пользу одесситов. Политика государства здесь, понятно, не имеет никакого значения.

По признанию организаторов TransBaltica 2002 - Рижской школы менеджеров, - транспортная конференция традиционно считается самой сложной. Однако в этом году мероприятие удалось. О чем, собственно, и свидетельствуют отклики более 200 ее участников. Общий настрой высказываний таков: "Интересно. Конструктивно. Содержательно", передает Автотрансинфо со ссылкой на латвийскую газету "Час".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions