• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.26 -0.28 EUR ЦБ РФ 58.34 -0.56
    BTC 20890.28 usd BTC 1226259.44 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.11.2021 10:43:25
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Стратегия правительства РФ – триггер цифрового развития промышленности

В начале ноября глава российского правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, которое содержит проекты «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Продукция будущего» и «Новая модель занятости». Таким образом, робототехника, искусственный интеллект, технологии дополненной реальности, интернет вещей, инновационные технологии коммуникации постепенно должны становиться неотъемлемыми атрибутами производственной практики в российской обрабатывающей промышленности. О необходимости внедрения цифры в отрасль корреспондент РЖД-Партнера пообщался с директором департамента экономики и инвестиций Ctrl2GO Дмитрием Коршуновым.
Стратегия правительства РФ – триггер цифрового развития промышленности
Тяжеловесы понимают необходимость инвестировать в диджитал-проекты

– Насколько реально в ближайшие годы осуществить инициативу кабмина на практике, если говорить не о каких-то локальных внедрениях?

– Стратегия цифровой трансформации в обрабатывающей промышленности имеет все шансы на реализацию в установленные правительством сроки до 2030 года. Этому будут способствовать в первую очередь программы цифрового развития крупнейших промышленных предприятий, часть из которых, к примеру, была пролонгирована в 2020-м на период от 5 до 7 лет. Тяжеловесы промышленности понимают необходимость инвестировать в диджитал-проекты на своих объектах для наращивания темпов производства и усиления конкурентоспособности на локальном и международном рынках, что на долгосрочной дистанции может принести внушительные дивиденды и покроет затраты на цифровизацию. По этой причине видится, что стратегия правительства РФ является не только триггером цифрового развития всей отрасли, но и сигналом для средних и небольших промышленных объектов к началу внедрения цифровых технологий на своих объектах.

– Существуют ли причины, из-за которых процесс цифровизации может затянуться?

– Их несколько. Во-первых, стоимость создания и внедрения решений на объектах до сих пор остается очень дорогой даже для крупных промышленных организаций. Во-вторых, ожидания заказчиков не соответствуют реальным эффектам от диджитализации. В-третьих, следует учитывать ограниченность рынка отечественных решений и наличие сильнейших зарубежных компаний на рынке. В-четвертых, сказывается низкий уровень развития и внедрения отечественного «железа», что создает ключевой риск для долгосрочного цифрового развития предприятий. Наконец, никуда не делся скептицизм рынка по поводу технологий искусственного интеллекта, из-за чего уровень инвестиций в этот сегмент рынка невысок.

От оптимизации производственных процессов к повышению конкурентоспособности

– Ощущает ли сама отрасль необходимость в подобных инновациях уже сегодня?

– Однозначно могу сказать, что да. Это подтверждается публикациями в СМИ о результатах внедрения новых цифровых систем на промышленных объектах различных отраслей.

– Если можно, проанализируйте кратко все четыре упомянутых проекта.

– Проект «Умное производство» позволит создать единую эффективную инфраструктуру IТ-рынка России для нужд промышленных предприятий, что позитивно скажется на оптимизации различных производственных процессов, от чего в выигрыше окажется как отдельный гражданин, так и государство.

«Цифровой инжиниринг» нацелен на создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний. Благодаря данной системе в будущем процесс испытания и лицензирования новых IТ-решений сократится в разы, а это уже позволит снизить так называемый time-to-market (то есть скорость выхода на рынок) для новых решений и показать клиентам, что отдельно взятый продукт проверен и безопасен.

«Новая модель занятости» в промышленности тоже необходима. Мы постепенно переходим в качественно новую фазу развития производства, когда машины создают машины. Человек постепенно вытесняется из частей технологического процесса, которые можно автоматизировать, но он управляет машинами…

– Соответственно, этому процессу нужно обучиться, верно?

– Именно! Национальная программа «Цифровая экономика» одной из своих целей ставит развитие человеческого капитала и увеличение веса интеллектуального труда человека в различных отраслях. На дистанции это приведет к повышению производительности труда и повсеместной цифровизации, от чего будут иметь преимущества все участники рынка.

– А какова суть проекта «Продукция будущего»?

– Он необходим для перехода к кастомизированной промышленной продукции и ремонту по состоянию. Конкурентоспособность промпредприятий зависит от множества факторов. Среди них наиболее ярко выделяются ремонт и обслуживание, а также диверсификация продукции. При реализации этой стратегической программы отечественная промышленность перейдет на качественно новый уровень. Ведь если каждый станок или конвейер будет загружен на 100% и станет обслуживаться не по графику, а по необходимости, то сократятся сроки простоя всего технологического комплекса предприятий, а производители смогут выполнять больше новых и отличных друг от друга заказов.

Концентрация на решении четырех основных проблем в отрасли

– Какие нерешенные проблемы в обрабатывающей промышленности на сегодняшний день важнее?

– Бесспорно, помимо цифровизации, перед предприятиями обрабатывающей промышленности стоит множество проблем. Хотя подавляющее большинство из них может быть решено именно за счет использования информационных технологий. Одна из основных проблем рынка обрабатывающей промышленности – простаивающие мощности. К примеру, наша компания успешно внедряет IТ-решения, которые уменьшают время простоя или полностью исключают простой оборудования, что повышает материалоемкость и утилизацию основных фондов. Эффекты от использования систем позволяют удовлетворять нужды клиентов быстро и качественно, что способствует увеличению рыночной доли наших клиентов.

– А что делать с отсутствием развитой технологической среды в отрасли?

– Российские промышленные предприятия не могут конкурировать наравне с заграничными производителями, не имея доступа к производству различных комплектующих и материалов, а также из-за отсутствия подрядчиков по отдельным сложным или дорогостоящим производственным операциям и сервисному обслуживанию оборудования. Как следствие, приходится ограничиваться небольшими рыночными нишами. Одна из важнейших составляющих конкуренции – это сокращение затрат. Оптимизация процессов в перспективе ведет к снижению себестоимости производства и позволяет проводить предприятиям экспансию на новые рынки и занимать новые ниши. Именно те производители, которые инвестируют в цифровые инициативы средства, имеют все шансы занять господствующее положение в обозримом будущем.

– Наверняка и вопросы импортозамещения еще долго предстоит решать?

– Отечественная обрабатывающая промышленность, бесспорно, страдает из-за того, что для произведенного за пределами России оборудования нужны заграничные комплектующие. Эта проблема особенно остро проявила себя после введения санкций и девальвации национальной валюты, когда стало не просто дорого, но и сложно приобрести заграничные средства производства. Для решения этой проблемы была введена политика импортозамещения, которая стимулировала инвестировать средства в развитие российских хардверных технологий. Правительство очень активно помогает бизнесу развиваться в этом направлении, и мы уже можем видеть первые результаты, к примеру, в виде процессоров «Эльбрус» и «Байкал». Как ни странно, упомянутая проблема может быть решена за счет взращивания и удержания в стране компетентных кадров, что является одной из главных целей стратегии цифровизации обрабатывающих отраслей, а именно – программы «Новая модель занятости».

Напоследок упомяну еще одну проблему – четвертую по счету. Это ограниченность некоторых отраслей объемом госзаказа, что не стимулирует собственников промышленных предприятий проводить оптимизационные мероприятия. Правда, такая проблема характерна по большей части для предприятий военно-промышленного комплекса. Впрочем, правительство страны понимает ситуацию и проводит реформы с целью повышения объемов производства предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions