+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.11.2021 10:43:25
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Стратегия правительства РФ – триггер цифрового развития промышленности

В начале ноября глава российского правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, которое содержит проекты «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Продукция будущего» и «Новая модель занятости». Таким образом, робототехника, искусственный интеллект, технологии дополненной реальности, интернет вещей, инновационные технологии коммуникации постепенно должны становиться неотъемлемыми атрибутами производственной практики в российской обрабатывающей промышленности. О необходимости внедрения цифры в отрасль корреспондент РЖД-Партнера пообщался с директором департамента экономики и инвестиций Ctrl2GO Дмитрием Коршуновым.
Стратегия правительства РФ – триггер цифрового развития промышленности
Тяжеловесы понимают необходимость инвестировать в диджитал-проекты

– Насколько реально в ближайшие годы осуществить инициативу кабмина на практике, если говорить не о каких-то локальных внедрениях?

– Стратегия цифровой трансформации в обрабатывающей промышленности имеет все шансы на реализацию в установленные правительством сроки до 2030 года. Этому будут способствовать в первую очередь программы цифрового развития крупнейших промышленных предприятий, часть из которых, к примеру, была пролонгирована в 2020-м на период от 5 до 7 лет. Тяжеловесы промышленности понимают необходимость инвестировать в диджитал-проекты на своих объектах для наращивания темпов производства и усиления конкурентоспособности на локальном и международном рынках, что на долгосрочной дистанции может принести внушительные дивиденды и покроет затраты на цифровизацию. По этой причине видится, что стратегия правительства РФ является не только триггером цифрового развития всей отрасли, но и сигналом для средних и небольших промышленных объектов к началу внедрения цифровых технологий на своих объектах.

– Существуют ли причины, из-за которых процесс цифровизации может затянуться?

– Их несколько. Во-первых, стоимость создания и внедрения решений на объектах до сих пор остается очень дорогой даже для крупных промышленных организаций. Во-вторых, ожидания заказчиков не соответствуют реальным эффектам от диджитализации. В-третьих, следует учитывать ограниченность рынка отечественных решений и наличие сильнейших зарубежных компаний на рынке. В-четвертых, сказывается низкий уровень развития и внедрения отечественного «железа», что создает ключевой риск для долгосрочного цифрового развития предприятий. Наконец, никуда не делся скептицизм рынка по поводу технологий искусственного интеллекта, из-за чего уровень инвестиций в этот сегмент рынка невысок.

От оптимизации производственных процессов к повышению конкурентоспособности

– Ощущает ли сама отрасль необходимость в подобных инновациях уже сегодня?

– Однозначно могу сказать, что да. Это подтверждается публикациями в СМИ о результатах внедрения новых цифровых систем на промышленных объектах различных отраслей.

– Если можно, проанализируйте кратко все четыре упомянутых проекта.

– Проект «Умное производство» позволит создать единую эффективную инфраструктуру IТ-рынка России для нужд промышленных предприятий, что позитивно скажется на оптимизации различных производственных процессов, от чего в выигрыше окажется как отдельный гражданин, так и государство.

«Цифровой инжиниринг» нацелен на создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний. Благодаря данной системе в будущем процесс испытания и лицензирования новых IТ-решений сократится в разы, а это уже позволит снизить так называемый time-to-market (то есть скорость выхода на рынок) для новых решений и показать клиентам, что отдельно взятый продукт проверен и безопасен.

«Новая модель занятости» в промышленности тоже необходима. Мы постепенно переходим в качественно новую фазу развития производства, когда машины создают машины. Человек постепенно вытесняется из частей технологического процесса, которые можно автоматизировать, но он управляет машинами…

– Соответственно, этому процессу нужно обучиться, верно?

– Именно! Национальная программа «Цифровая экономика» одной из своих целей ставит развитие человеческого капитала и увеличение веса интеллектуального труда человека в различных отраслях. На дистанции это приведет к повышению производительности труда и повсеместной цифровизации, от чего будут иметь преимущества все участники рынка.

– А какова суть проекта «Продукция будущего»?

– Он необходим для перехода к кастомизированной промышленной продукции и ремонту по состоянию. Конкурентоспособность промпредприятий зависит от множества факторов. Среди них наиболее ярко выделяются ремонт и обслуживание, а также диверсификация продукции. При реализации этой стратегической программы отечественная промышленность перейдет на качественно новый уровень. Ведь если каждый станок или конвейер будет загружен на 100% и станет обслуживаться не по графику, а по необходимости, то сократятся сроки простоя всего технологического комплекса предприятий, а производители смогут выполнять больше новых и отличных друг от друга заказов.

Концентрация на решении четырех основных проблем в отрасли

– Какие нерешенные проблемы в обрабатывающей промышленности на сегодняшний день важнее?

– Бесспорно, помимо цифровизации, перед предприятиями обрабатывающей промышленности стоит множество проблем. Хотя подавляющее большинство из них может быть решено именно за счет использования информационных технологий. Одна из основных проблем рынка обрабатывающей промышленности – простаивающие мощности. К примеру, наша компания успешно внедряет IТ-решения, которые уменьшают время простоя или полностью исключают простой оборудования, что повышает материалоемкость и утилизацию основных фондов. Эффекты от использования систем позволяют удовлетворять нужды клиентов быстро и качественно, что способствует увеличению рыночной доли наших клиентов.

– А что делать с отсутствием развитой технологической среды в отрасли?

– Российские промышленные предприятия не могут конкурировать наравне с заграничными производителями, не имея доступа к производству различных комплектующих и материалов, а также из-за отсутствия подрядчиков по отдельным сложным или дорогостоящим производственным операциям и сервисному обслуживанию оборудования. Как следствие, приходится ограничиваться небольшими рыночными нишами. Одна из важнейших составляющих конкуренции – это сокращение затрат. Оптимизация процессов в перспективе ведет к снижению себестоимости производства и позволяет проводить предприятиям экспансию на новые рынки и занимать новые ниши. Именно те производители, которые инвестируют в цифровые инициативы средства, имеют все шансы занять господствующее положение в обозримом будущем.

– Наверняка и вопросы импортозамещения еще долго предстоит решать?

– Отечественная обрабатывающая промышленность, бесспорно, страдает из-за того, что для произведенного за пределами России оборудования нужны заграничные комплектующие. Эта проблема особенно остро проявила себя после введения санкций и девальвации национальной валюты, когда стало не просто дорого, но и сложно приобрести заграничные средства производства. Для решения этой проблемы была введена политика импортозамещения, которая стимулировала инвестировать средства в развитие российских хардверных технологий. Правительство очень активно помогает бизнесу развиваться в этом направлении, и мы уже можем видеть первые результаты, к примеру, в виде процессоров «Эльбрус» и «Байкал». Как ни странно, упомянутая проблема может быть решена за счет взращивания и удержания в стране компетентных кадров, что является одной из главных целей стратегии цифровизации обрабатывающих отраслей, а именно – программы «Новая модель занятости».

Напоследок упомяну еще одну проблему – четвертую по счету. Это ограниченность некоторых отраслей объемом госзаказа, что не стимулирует собственников промышленных предприятий проводить оптимизационные мероприятия. Правда, такая проблема характерна по большей части для предприятий военно-промышленного комплекса. Впрочем, правительство страны понимает ситуацию и проводит реформы с целью повышения объемов производства предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions