Ежегодное исследование, проведенное редакцией журнала «РЖД-Партнер» совместно с компанией «INFOLine-Аналитика», подтвердило, что количество вагонов в России достигло предела для возможностей инфраструктуры.
Снизился объем выпуска нового подвижного состава, при сохранении в рабочем парке большого количества старых вагонов с продленным сроком службы. Закончен переход к модели рынка, при которой большинство парка принадлежит частным компаниям.
Согласно исследованию, по состоянию на 1 апреля 2014 года количество вагонов в РФ достигло 1,214 млн единиц. Средний возраст подвижного состава равняется 15 годам. При этом данный показатель для полувагонов составляет 11,7 лет, цистерн – 15,9 лет, при нормативном сроке службы 22 и 32 года соответственно.
Замедлилось и обновление парка: в 2013 году вагонов было закуплено 72 тыс. единиц, что на 13% меньше чем в 2012-м. Наибольший спрос пришелся на полувагоны, доля которых составила 67% от общего количества подвижного состава.
Список десяти крупнейших производителей вагонов на пространстве 1520 не претерпел изменений и по-прежнему лидером отрасли остается ОАО «НПК «Уралвагонзавод», выпустивший в 2013 году 20346 тыс. вагонов. Второй крупнейший производитель – ОАО «Азовмаш», изготовил 11280 вагонов, замыкающий десятку СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» – 2908 единиц.
Исследование отмечает тенденцию снижения доли выпуска украинских заводов, которые по итогам 2014 года, скорее всего, будут потеснены их российскими конкурентами и в первую очередь предприятиями Объединенной Вагонной Компании.
Исследование также указывает переизбыток универсального парка на сети РЖД, при этом наблюдается спрос на специализированные вагоны. По этой причине замедлилось списание парка вагонов-хопперов всех модификаций. Тем не менее, списание подвижного состава в целом в 2013 году увеличилось в два раза по сравнению с 2012-м.
Еще одна тенденция рынка вагоностроения заключается в резком увеличении выпуска инновационного подвижного состава с улучшенными характеристиками, к серийному выпуску которых приступил Тихвинский вагоностроительный завод. Приобретение вагонов этого класса стимулируется тарифными преференциями от государства. Их доля в вагонном парке будет расти, так как производство подвижного состава по лицензии ТВСЗ начали в Рославльский и Новокузнецкий вагоностроительные заводы.
Алексей Лебедев
Наша справка:
Рейтинг предприятий вагоностроения «РЖД-Партнер INFOLine» подготовлен на основе предыдущих рейтингов журнала «РЖД-Партнер» и проекта INFOLine Rail Russia TOP. Рейтинг «РЖД-Партнер INFOLine» основан на данных, полученных от компаний, или на оценках ИА INFOLine (в случае непредоставления данных) и включает подрейтинги:
• рейтинг вагоностроительных предприятий пространства 1520
• рейтинг вагоностроительных предприятий России
• Рейтинг производителей типов вагонов пространства 1520
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions