Динамика котировок «Транснефти» стабильна
В II квартале 2018 года стоимость акций «Транснефти» продолжила негативный тренд I квартала. Снижение котировок нефтетранспортной компании с заметными колебаниями в апреле – июне составило 8,5%, с 179,75 тыс. до 164,5 тыс. руб. Первый спад в динамике котировок произошел 10 апреля. Тогда падение к началу месяца составило 4,9%, с 179,75 тыс. до 171 тыс. руб. К 19 апреля стоимость бумаг восстановилась, достигнув локального максимума в 179 тыс. руб. Второй спад в 8,2%, до 164,5 тыс. руб., пришелся на 2 мая. К 7 мая котировки стабилизировались на уровне 176–174 тыс. руб. Конец июня отметился очередным падением: 28 июня торги закрылись на отметке 164,5 тыс. руб. за акцию.
«Привилегированные акции «Транснефти» теряют чуть меньше – около 5,5% в этом квартале. Бумаги в целом находятся в боковике уже около года, а в апреле границы этого коридора чуть снизились и проходят теперь в пределах 160–180 тыс. руб. за акцию. Сегодня они торгуются на уровне около 166 тыс. руб. 100% обыкновенных акций «Транснефти» принадлежит государству, но с недавних пор размер дивидендов по всем видам акций одинаков. Компания выполняет директиву правительства и выплачивает на дивиденды 50% чистой прибыли. Чистая прибыль «Транснефти» по МСФО в 2017 году сократилась на 17,6% – до 192 млрд руб., а в I квартале снизилась на 40% относительно аналогичного периода прошлого года и составила 47 млрд руб. Судя по финансовым показателям, боковая динамика акций сохранится до конца года», – отмечает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Трансконтейнер замедляется
Стабильная динамика котировок «ТрансКонтейнера» в апреле – июне продолжила тренд предыдущего квартала. Снижение показателя в апреле – июне составило 6,2%, с 4,8 тыс. до 4,5 тыс. руб. за акцию. Капитализация транспортной компании по итогам II квартала сократилась на 9%. С 2 апреля по 24 мая график котировок железнодорожного оператора продемонстрировал стабильный рост на уровне 7,7%, достигнув 5,2 тыс. руб. С 24 мая по 28 июня котировки развернулись вниз на 13,5%, до 4,5 тыс. руб.
Эта динамично развивающаяся компания с хорошей отчетностью еще недавно показывала новые исторические максимумы в стоимости акций, однако в конце мая тренд переменился. Сначала акции снизились из-за закрытия реестра акционеров на выплату дивидендов – дивидендная доходность акций к этому моменту составляла около 5,5%. Однако восстановления после провала так и не произошло.
«Во-первых, негативом стал перенос продажи контрольного пакета компании, принадлежащего РЖД, на неопределенное время после смены состава правительства, – полагает эксперт-аналитик А. Калачев. – Во-вторых, арест владельцев Группы «Сумма», которой принадлежит 25% «ТрансКонтейнера» и которая претендовала на контроль, также не добавила позитива. И, наконец, ФАС не разрешила «ТрансКонтейнеру» купить у Global Ports «Логистику-Терминал» под Санкт-Петербургом, сорвав почти состоявшуюся сделку. Тем не менее мы сохраняем оптимизм по поводу акций «ТрансКонтейнера» и полагаем, что динамика снова переменится к росту. Но произойдет это не раньше, чем правительство определится с планами по приватизации компании, а произойдет это, видимо, уже после того как пакет «Суммы» сменит хозяина».
Акции НМТП стремительно падают
В II квартале ценные бумаги Новороссийского морского торгового порта продолжили «медвежий» тренд, наметившийся с начала 2018 года. С 2 апреля (7,64 руб.) по 29 июня (6,5 руб.) котировки компании просели на 15%. Минимальный показатель за рассматриваемый период был достигнут 28 июня на уровне 6,2 руб. за акцию. Тогда счета и активы НМТП были арестованы по делу совладельцев ГК «Сумма», которая совместно с компанией «Транснефть», на паритетных началах, владеет 50,1% акций НМТП. В тот же день, 28 июня, «Транснефть» попыталась разблокировать деятельность порта.
«На котировки также давят претензии ФАС, требующей перевода тарифов на перевалку в рубли, и налоговых служб, выставивших претензии за прошлые годы на сумму на 9,4 млрд руб.”, – комментирует А. Калачев.
Котировки «Газпрома» ожидает умеренный рост
Первая половина II квартала 2018 года была отмечена умеренным повышением акций «Газпрома». Эксперты прогнозируют сохранение существующего тренда до конца 2018-го. С 2 апреля по 14 мая котировки поднялись на 1,4%, с 140,32 до 150,98 руб. К концу июня ценовая регрессия составила 8,3% и остановилась на отметке 138,46 руб.
«В июне акции холдинга упали из-за принятия решения о выплате небольших дивидендов в размере 26,6% чистой прибыли по МСФО, или 8,04 руб. на акцию, – рассуждает старший аналитик ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС» Дмитрий Марков. – В текущем году Министерство финансов РФ и миноритарии компании вновь настаивали на выплате дивидендов в размере 50% прибыли по МСФО. Акции «Газпрома» имеют умеренный потенциал роста ввиду значительных расходов на строительство газопроводов, которые предприятию придется нести еще долгое время. Мы рекомендуем покупать акции «Газпрома». Целевая цена 165 руб., потенциал 18%, дивидендная доходность 5,7%».
На бумаги «Аэрофлота» давит рост стоимости топлива
В апреле – июне акции авиакомпании подешевели на 10,6%, с 156,25 руб. 2 апреля до 139,8 руб. 29 июня. С 2 апреля по 28 мая котировки продемонстрировали «бычий» разворот. С 2 апреля по 28 мая ценные бумаги авиаперевозчика упали в цене на 15,9%. К 20 июня котировки компании стабилизировались в коридоре 140–141 руб.
По мнению А. Калачева, снижение продолжило коррекцию, в которой бумаги авиакомпании находятся уже год после достижения исторического максимума выше 216 руб. в начале июля прошлого года. По итогам минувшего года компания в 1,5 раза снизила показатель чистой прибыли, а в I квартале удвоила чистый квартальный убыток по сравнению с тем же периодом прошлого года.