Сегодня важны и импорт, и экспорт. Задача государства – выдерживать паритет между этими каналами. Угольный экспорт обеспечивает пополнение бюджета и занятость населения в ряде специализированных регионов, но при этом большая часть доходности оседает в узком перечне компаний и у их владельцев. А товарный импорт также приносит и доходы, и создает рабочие места в гораздо большем количестве регионов. Кроме того, обеспечивает не только товарами народного потребления, но сырьем, комплектующими и оборудованием всю страну. И импортеры также активно занимаются развитием собственного производства на территории России, и это требуется поддерживать.
Что касается перевозки контейнеров в полувагонах, они являются сегодня решением для вывоза. С ними необходимо будет корректировать привычные логистические процессы, но это лучше, чем месяцами ждать вывоза товара из Владивостока.
Я не вижу в перспективе падения спроса перевозки, поскольку насыщения внутреннего рынка импортозамещением в течение ближайших лет не произойдет. Но необходимо учитывать, что для формирования производственной базы импортозамещения также необходим импорт.