В связи с расширением российской портовой инфраструктуры и неконструктивной позицией прибалтийских политиков, порождающей риски для транзита, Прибалтика стремительно теряет российский грузопоток. По оценкам экспертов, одна Литва может потерять €1,3 млрд прибыли, это более 3% ВВП, в случае полной утраты российского транзита, что вполне вероятно уже в среднесрочной перспективе. Между двумя прибалтийскими республиками разворачивается конкуренция за транзит с Востока.
Сейчас Литва проигрывает, китайцы пристальнее смотрят на Латвию. Просчет Вильнюса заключается в том, что он сжег мосты сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. А именно через его территорию – Казахстан, Россию и Белоруссию – проходит основной объем грузов по Новому шелковому пути с Востока на Запад. Москва приняла стратегическое решение отказаться от транзита через литовские порты. Но есть еще и белорусские грузы. Они обеспечивают порядка 40% перевалки в Клайпедском порту, который создает около 4–6% литовского ВВП.
Сейчас Россия и Беларусь договариваются о переброске транзита белорусских нефтепродуктов из литовских портов в российские. Кроме того, Китай строит в Белоруссии индустриальный парк "Великий камень" и, по всей видимости, произведенная там продукция также минует Литву, пытающуюся саботировать на уровне ЕС стратегический для Белоруссии проект строительства АЭС. В Белоруссии с советских времен поддерживается и модернизируется железнодорожная инфраструктура, транспортный потенциал которой загружен сегодня менее чем на 50%. Если Москва и Минск достигнут взаимопонимания по свертыванию транзита через Прибалтику, то Беларусь получит реальный шанс стать магистральным направлением транзита из Китая через ЕАЭС в Европу.
Автор: Вячеслав Сутырин, главный редактор журнала Евразия.Эксперт
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.