– По данным Росавиации, за I полугодие 2019-го пассажирооборот вырос на 14,2%, а грузооборот, напротив, снизился на 6,6%. Чем это можно объяснить?
– Показатели действительно снижаются. Грузооборот составил 3,4 млрд т-км, что ниже уровня прошлого года. Особенно авиаторам неприятно это осознавать на фоне роста пассажирских перевозок. Причем данная тенденция прослеживается как на маршрутах нашего фокусного рынка – РФ, СНГ – так и по миру.
Отчасти это связано с возникновением достаточно качественных альтернатив авиатранспорту, например ускоренные контейнерные поезда из Китая могут конкурировать с перевозками по воздуху. Грузовладелец, цикл жизни товаров которого позволяет подождать небольшое количество времени, значительнее сэкономит на отправке, если выберет перевозку по земле, нежели по воздуху. Тем не менее не все так плохо. Категории грузов, предназначенные для перевозки авиатранспортом, будут всегда.
– Видите ли вы целесообразность и необходимость развития лоукостеров в стране?
– С точки зрения пассажирских перевозок – безусловно. Если говорить о грузовых отправках, необходимо понимать, что сами бизнес-процессы лоукостеров выстроены таким образом, что самолет должен проводить на земле как можно меньше времени. Процесс разворота должен занимать минимальное время, поэтому лоукостеры фокусируются на грузах в последнюю очередь. Дешевле что-то не взять и улететь сразу, чем закладывать в расписание время на загрузку. Если говорить о какой-то целесообразности развития, то нужно развивать региональные перевозки, так как в России все централизовано.
– Компания Boeing, самолеты которой традиционно задействованы в грузовых перевозках, в I полугодии получила убыток в $793 млн против прибыли годом ранее. Повлияет ли эта ситуация на российский авиарынок в целом?
– Да, данная ситуация может оказать влияние на российский авиарынок. В странах СНГ уже повлияло: некоторые компании подписали контракты на поставку этих типов воздушных судов, но их не поставили. Глубина планирования расписания авиакомпаний – от полугода, соответственно, его приходится перекраивать таким образом, чтобы основной (перевозка пассажиров) сервис не просел. И, как правило, проседает как раз побочный сервис, такой как грузовые перевозки.
Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.