• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 67.57 0 EUR ЦБ РФ 73.11 0
    BTC 20898.6 usd BTC 1416089.14 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2020 13:16:33
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической

Падение спроса на услуги транспортно-логистических компаний в условиях пандемии усилило негативную тенденцию, начавшуюся с середины прошлого года, в сегменте железнодорожной техники, что привело к сокращению объемов нового бизнеса на 25%, по данным за 9 месяцев 2020 года, сообщает «Эксперт РА». О прогнозах и ожидания лизинговых компаний, а также о своей стратегии в наступающем непростом с экономической точки зрения году рассказал новый генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической
– Какие прогнозы можно дать по состоянию рынка лизинга подвижного состава на конец года? На 2021 год?

 – Отрицательная динамика объемов нового бизнеса в сегменте лизинга подвижных составов вызвана продолжающейся стагнацией железнодорожного рынка с 2019 года. Вследствие падающих ставок и доходности по вагонам, а также профицита подвижного состава производство новых вагонов за 9 месяцев 2020-го сократилось на 28%. Все эти факторы привели к падению объемов нового бизнеса за первые три квартала 2020 года в сегменте лизинга железнодорожной техники на 25% по сравнению с данными прошлого года (агентство «Эксперт РА»). По итогам года, думаю, падение замедлится. За 2020 год, по нашей предварительной оценке, будет произведено 57 тыс. вагонов и около 45 тыс. в 2021-м. Ситуация должна стабилизироваться лишь к 2023–2024 гг., когда РЖД откроет Восточный полигон и в целом закончится кризисный цикл железнодорожного рынка перевозок.

 – Какие тенденции сейчас отмечаются в спросе на лизинг подвижного состава? Насколько сильное влияние на лизинг оказал профицит парка на сети (как долгосрочная тенденция) и сокращение грузовой базы (как следствие эпидемии)?

 – По наиболее профицитным видам подвижного состава произошло резкое сокращение закупки новых вагонов, что привело к снижению объемов лизинговых сделок. Наибольшим спросом сейчас пользуются специализированные вагоны и инновационный подвижной состав. В то же время продолжаются сделки на вторичном рынке за счет рефинансирования, реализации возвратного лизинга, консолидации и перераспределения вагонов между компаниями-операторами и грузовладельцами.

Профицит и сокращение грузовой базы привели к снижению ставок доходности и аренды в 2020 году почти по всем видам вагонов. Лизинговые компании были вынуждены проводить реструктуризации графиков лизинговых платежей для смягчения негативного эффекта для своих клиентов.

Наблюдая за событиями в железнодорожной отрасли в периоде последних 2–3 лет, мы вовремя определили для себя стратегию снижения доли высокорисковых активов подвижного состава в лизинговом портфеле. По итогам 9 месяцев 2020 года мы снизили на 26 п. п. долю железнодорожного сегмента и стали развивать менее рисковые направления деятельности.

 – В каких нишах есть перспективы для роста объемов нового бизнеса? В каких, напротив, ожидается падение?

 – Наибольший профицит сейчас наблюдается в сегменте полувагонов, спрос на них сильно упал. Несмотря на это, за 9 месяцев 2020 года доля полувагонов занимает 37% от общего объема выпуска по стране. В основном речь идет об инновационных вагонах, конечно. По специализированному подвижному составу большого профицита нет, поэтому платформы и крытые вагоны будут особенно востребованы с учетом списания старого парка. Спрос на фитинговые платформы поддерживает рост объемов внутренних и транзитных контейнерных перевозок, а также продолжение мирового тренда на контейнеризацию логистического рынка.

 – Как складывающаяся на рынке лизинга ситуация повлияет на рынок вагоностроения в 2021–2022 гг.?

 – В этом году лизингодатели, в портфеле которых находятся клиенты из наиболее пострадавших отраслей, столкнулись с ростом проблемных активов, но ситуацию нельзя назвать критической. Кроме того, снижение стоимости кредитного, а следовательно, и лизингового финансирования позитивно влияет на доступность приобретения имущества в лизинг. На объемы вагоностроения в первую очередь влияет сниженный спрос со стороны клиентов из-за текущего профицита вагонов и сокращения грузовой базы преимущественно в перевозках угля, нефтяных грузов, черных металлов. Мы ожидаем, что без особых мер поддержки спрос на новый подвижной состав в ближайшие 2 года будет находиться на уровне 40–45 тыс. вагонов.

– Какие факторы и действия участников рынка/регуляторов могут оказать позитивное влияние на инвестиционный спрос на подвижной состав и его лизинговое финансирование?

 – В рамках существующей инфраструктуры сеть железных дорог чувствует себя комфортно с парком вагонов на уровне 1 млн ед. Сейчас на сети уже почти 1,2 млн вагонов. Даже самые пессимистичные прогнозы по производству вагонов на ближайшие 3–4 года превышают количество парка, подлежащего списанию в этот период, а значит, количество вагонов на сети будет только расти. Для увеличения спроса на новый подвижной состав необходимо развивать инфраструктуру и ускоренно модернизировать Восточный полигон. Благоприятно на росте рынка скажется программа с субсидированием закупки новых вагонов при условии утилизации старых, так называемый вагонный trade-in.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions