+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2020 13:16:33
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической

Падение спроса на услуги транспортно-логистических компаний в условиях пандемии усилило негативную тенденцию, начавшуюся с середины прошлого года, в сегменте железнодорожной техники, что привело к сокращению объемов нового бизнеса на 25%, по данным за 9 месяцев 2020 года, сообщает «Эксперт РА». О прогнозах и ожидания лизинговых компаний, а также о своей стратегии в наступающем непростом с экономической точки зрения году рассказал новый генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической
– Какие прогнозы можно дать по состоянию рынка лизинга подвижного состава на конец года? На 2021 год?

 – Отрицательная динамика объемов нового бизнеса в сегменте лизинга подвижных составов вызвана продолжающейся стагнацией железнодорожного рынка с 2019 года. Вследствие падающих ставок и доходности по вагонам, а также профицита подвижного состава производство новых вагонов за 9 месяцев 2020-го сократилось на 28%. Все эти факторы привели к падению объемов нового бизнеса за первые три квартала 2020 года в сегменте лизинга железнодорожной техники на 25% по сравнению с данными прошлого года (агентство «Эксперт РА»). По итогам года, думаю, падение замедлится. За 2020 год, по нашей предварительной оценке, будет произведено 57 тыс. вагонов и около 45 тыс. в 2021-м. Ситуация должна стабилизироваться лишь к 2023–2024 гг., когда РЖД откроет Восточный полигон и в целом закончится кризисный цикл железнодорожного рынка перевозок.

 – Какие тенденции сейчас отмечаются в спросе на лизинг подвижного состава? Насколько сильное влияние на лизинг оказал профицит парка на сети (как долгосрочная тенденция) и сокращение грузовой базы (как следствие эпидемии)?

 – По наиболее профицитным видам подвижного состава произошло резкое сокращение закупки новых вагонов, что привело к снижению объемов лизинговых сделок. Наибольшим спросом сейчас пользуются специализированные вагоны и инновационный подвижной состав. В то же время продолжаются сделки на вторичном рынке за счет рефинансирования, реализации возвратного лизинга, консолидации и перераспределения вагонов между компаниями-операторами и грузовладельцами.

Профицит и сокращение грузовой базы привели к снижению ставок доходности и аренды в 2020 году почти по всем видам вагонов. Лизинговые компании были вынуждены проводить реструктуризации графиков лизинговых платежей для смягчения негативного эффекта для своих клиентов.

Наблюдая за событиями в железнодорожной отрасли в периоде последних 2–3 лет, мы вовремя определили для себя стратегию снижения доли высокорисковых активов подвижного состава в лизинговом портфеле. По итогам 9 месяцев 2020 года мы снизили на 26 п. п. долю железнодорожного сегмента и стали развивать менее рисковые направления деятельности.

 – В каких нишах есть перспективы для роста объемов нового бизнеса? В каких, напротив, ожидается падение?

 – Наибольший профицит сейчас наблюдается в сегменте полувагонов, спрос на них сильно упал. Несмотря на это, за 9 месяцев 2020 года доля полувагонов занимает 37% от общего объема выпуска по стране. В основном речь идет об инновационных вагонах, конечно. По специализированному подвижному составу большого профицита нет, поэтому платформы и крытые вагоны будут особенно востребованы с учетом списания старого парка. Спрос на фитинговые платформы поддерживает рост объемов внутренних и транзитных контейнерных перевозок, а также продолжение мирового тренда на контейнеризацию логистического рынка.

 – Как складывающаяся на рынке лизинга ситуация повлияет на рынок вагоностроения в 2021–2022 гг.?

 – В этом году лизингодатели, в портфеле которых находятся клиенты из наиболее пострадавших отраслей, столкнулись с ростом проблемных активов, но ситуацию нельзя назвать критической. Кроме того, снижение стоимости кредитного, а следовательно, и лизингового финансирования позитивно влияет на доступность приобретения имущества в лизинг. На объемы вагоностроения в первую очередь влияет сниженный спрос со стороны клиентов из-за текущего профицита вагонов и сокращения грузовой базы преимущественно в перевозках угля, нефтяных грузов, черных металлов. Мы ожидаем, что без особых мер поддержки спрос на новый подвижной состав в ближайшие 2 года будет находиться на уровне 40–45 тыс. вагонов.

– Какие факторы и действия участников рынка/регуляторов могут оказать позитивное влияние на инвестиционный спрос на подвижной состав и его лизинговое финансирование?

 – В рамках существующей инфраструктуры сеть железных дорог чувствует себя комфортно с парком вагонов на уровне 1 млн ед. Сейчас на сети уже почти 1,2 млн вагонов. Даже самые пессимистичные прогнозы по производству вагонов на ближайшие 3–4 года превышают количество парка, подлежащего списанию в этот период, а значит, количество вагонов на сети будет только расти. Для увеличения спроса на новый подвижной состав необходимо развивать инфраструктуру и ускоренно модернизировать Восточный полигон. Благоприятно на росте рынка скажется программа с субсидированием закупки новых вагонов при условии утилизации старых, так называемый вагонный trade-in.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions