– Артем, как выглядит сегодня спрос на склады для транспортно-логистического рынка?
– Начало года характеризовалось сохранением тренда 2021-го по сокращению вакансии качественных складских площадей. По оценкам ряда брокеров, к концу января уровень вакансии в Московском регионе приближался к отметке 0,4%, что в 10 раз меньше нормального значения для рынка.
Основным драйвером выступал стремительный рост спроса со стороны онлайн-ритейлеров, забирающих максимум доступных площадей на рынке для поддержания динамики развития бизнеса. События, случившиеся в феврале, и последующие пакеты санкций привели к существенным изменениям ситуации в экономике в целом и отразились на складском спросе в частности.
Ограничения импорта для ряда иностранных компаний в РФ, а также уход некоторых из них с рынка существенно сократили количество занимаемых складских площадей и снизили операционные объемы обрабатываемой на складах продукции. Наиболее остро данная тенденция ощутима в компаниях индустриального сектора.
При этом стоит отметить рост спроса на качественные складские услуги среди российских компаний. Если раньше эти компании не нуждались в эффективном логистическом сервисе на складах А-класса, то сейчас мотивация занять высвобожденные после ухода конкурентов доли рынка побудила обратиться к профессиональным логистическим провайдерам и потребовала больше площадей для обеспечения требований растущего бизнеса.
Очевидно, что уровень вакансии несколько увеличился, однако в целом он соответствует нормальным значениям. Конечно, ситуация от региона к региону может отличаться. Так, если на рынке Москвы и Московской области в целом спрос стабилен и сбалансирован, а вакансия составляет менее 4%, то в ряде других регионов, например в Санкт-Петербурге, мы видим смещение баланса в сторону значительного роста вакансии. Объяснить это можно несколькими факторами: существенное снижение объемов импорта через северо-западные порты и страны Европы, а также сокращение количества распределительных центров компаний, благодаря короткому лидтайму между Москвой и Санкт-Петербургом и дорогим арендным условиям в ленинградском регионе.
– Как на этом рынке изменились ставки на аренду складской недвижимости?
– Предыдущие два года отличались стремительным ростом арендных ставок во всех регионах страны. Так, средний уровень базовой арендной ставки в Московской области в 2020 и 2021 гг. вырос более чем на 45% – с отметки 3800~3900 руб. за квадратный метр в год без учета НДС до 5500–5700 руб., что обуславливалось рекордно низкой вакансией и удорожанием строительства.
Ситуация текущего года остановила рост ставок, но существенного падения не произошло. Вакансия по-прежнему невысока. Динамика спроса сократилась, но и объемы строительства новых площадей существенно снизились, а себестоимость строительства и обслуживания складских площадок заметно возросла.
Касаемо стоимости услуг логистических операторов ~ ситуация у всех разная. Общее то, что компании вынуждены искать решения, при которых они смогут нивелировать увеличение себестоимости оказываемых услуг, сохраняя экономическую целесообразность ведения деятельности, и при этом быть конкурентоспособными.
Наша компания является лидером логистического рынка РФ, оперируя на площадях более 700 тыс. кв. м от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Сохранять данное положение и продолжать развитие помогает именно постоянная работа над улучшением качества сервиса и повышением эффективности всех процессов, что позволяет в любой ситуации выполнять взятые на себя обязательства перед партнерами и гарантировать оптимальный логистический бюджет клиентов, ограничивая индексацию стоимости услуг в пределах официального уровня инфляции в стране.
– Какой сегмент рынка наиболее активен сегодня: e-commerce, ритейл, транспортные компании?
– Наибольшую активность сохраняют компании FMCG-сектора и ритейла. Лидером остается e-commerce, рост объемов бизнеса которого продолжается, а потребность в складских площадях и логистических услугах существенно выше, чем у традиционного ритейла при одинаковых значениях выручки. Это объясняется значительными различиями в логистических параметрах бизнеса.
– Наблюдается ли дефицит распределительных центров на рынке?
– Мы не видим дефицита распределительных центров как объектов инфраструктуры. При этом видим острую потребность в получении качественного сервиса со стороны заказчиков, что позволяет заполнять наши складские площади максимально оперативно после их ввода в эксплуатацию либо появления вакансии на них.
– Какую динамику по рынку Вы прогнозируете по итогам года?
– Рынок меняется, происходит его перераспределение. При этом объемы потребления сохраняются, что в целом позволяет прогнозировать стабильность объемов спроса на логистические услуги и площади.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.