+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.10.2022 18:00:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

На складском рынке наблюдается острая потребность в получении качественного сервиса со стороны заказчиков

В этом году произошла серьезная переориентация транспортных потоков с западного на восточное направление, что принесло ряд изменений на рынке складской недвижимости. О том, какой сегмент этого рынка наиболее активен сегодня и есть ли дефицит или профицит площадей для транспортного рынка, РЖД-Партнеру рассказал руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин.
На складском рынке наблюдается острая потребность в получении качественного сервиса со стороны заказчиков
– Артем, как выглядит сегодня спрос на склады для транспортно-логистического рынка?
– Начало года характеризовалось сохранением тренда 2021-го по сокращению вакансии качественных складских площадей. По оценкам ряда брокеров, к концу января уровень вакансии в Московском регионе приближался к отметке 0,4%, что в 10 раз меньше нормального значения для рынка.

Основным драйвером выступал стремительный рост спроса со стороны онлайн-ритейлеров, забирающих максимум доступных площадей на рынке для поддержания динамики развития бизнеса. События, случившиеся в феврале, и последующие пакеты санкций привели к существенным изменениям ситуации в экономике в целом и отразились на складском спросе в частности.

Ограничения импорта для ряда иностранных компаний в РФ, а также уход некоторых из них с рынка существенно сократили количество занимаемых складских площадей и снизили операционные объемы обрабатываемой на складах продукции. Наиболее остро данная тенденция ощутима в компаниях индустриального сектора.

При этом стоит отметить рост спроса на качественные складские услуги среди российских компаний. Если раньше эти компании не нуждались в эффективном логистическом сервисе на складах А-класса, то сейчас мотивация занять высвобожденные после ухода конкурентов доли рынка побудила обратиться к профессиональным логистическим провайдерам и потребовала больше площадей для обеспечения требований растущего бизнеса.

Очевидно, что уровень вакансии несколько увеличился, однако в целом он соответствует нормальным значениям. Конечно, ситуация от региона к региону может отличаться. Так, если на рынке Москвы и Московской области в целом спрос стабилен и сбалансирован, а вакансия составляет менее 4%, то в ряде других регионов, например в Санкт-Петербурге, мы видим смещение баланса в сторону значительного роста вакансии. Объяснить это можно несколькими факторами: существенное снижение объемов импорта через северо-западные порты и страны Европы, а также сокращение количества распределительных центров компаний, благодаря короткому лидтайму между Москвой и Санкт-Петербургом и дорогим арендным условиям в ленинградском регионе.

– Как на этом рынке изменились ставки на аренду складской недвижимости?
– Предыдущие два года отличались стремительным ростом арендных ставок во всех регионах страны. Так, средний уровень базовой арендной ставки в Московской области в 2020 и 2021 гг. вырос более чем на 45% – с отметки 3800~3900 руб. за квадратный метр в год без учета НДС до 5500–5700 руб., что обуславливалось рекордно низкой вакансией и удорожанием строительства.

Ситуация текущего года остановила рост ставок, но существенного падения не произошло. Вакансия по-прежнему невысока. Динамика спроса сократилась, но и объемы строительства новых площадей существенно снизились, а себестоимость строительства и обслуживания складских площадок заметно возросла.

Касаемо стоимости услуг логистических операторов ~ ситуация у всех разная. Общее то, что компании вынуждены искать решения, при которых они смогут нивелировать увеличение себестоимости оказываемых услуг, сохраняя экономическую целесообразность ведения деятельности, и при этом быть конкурентоспособными.

Наша компания является лидером логистического рынка РФ, оперируя на площадях более 700 тыс. кв. м от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Сохранять данное положение и продолжать развитие помогает именно постоянная работа над улучшением качества сервиса и повышением эффективности всех процессов, что позволяет в любой ситуации выполнять взятые на себя обязательства перед партнерами и гарантировать оптимальный логистический бюджет клиентов, ограничивая индексацию стоимости услуг в пределах официального уровня инфляции в стране.

– Какой сегмент рынка наиболее активен сегодня: e-commerce, ритейл, транспортные компании?
– Наибольшую активность сохраняют компании FMCG-сектора и ритейла. Лидером остается e-commerce, рост объемов бизнеса которого продолжается, а потребность в складских площадях и логистических услугах существенно выше, чем у традиционного ритейла при одинаковых значениях выручки. Это объясняется значительными различиями в логистических параметрах бизнеса.

– Наблюдается ли дефицит распределительных центров на рынке?
– Мы не видим дефицита распределительных центров как объектов инфраструктуры. При этом видим острую потребность в получении качественного сервиса со стороны заказчиков, что позволяет заполнять наши складские площади максимально оперативно после их ввода в эксплуатацию либо появления вакансии на них.

– Какую динамику по рынку Вы прогнозируете по итогам года?
– Рынок меняется, происходит его перераспределение. При этом объемы потребления сохраняются, что в целом позволяет прогнозировать стабильность объемов спроса на логистические услуги и площади.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions