+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.04.2020 14:58:06
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Электронные помощники для безопасности груза

Требования грузоотправителей к обеспечению вопросов безопасности перевозок и сохранности груза растут высокими темпами. О потребностях рынка в новом поколении электронных устройств, способных обеспечить подобные запросы и возможностях их производителей, рассказал сооснователь логистической компании STS Logistics Владимир Дорохов.
Электронные помощники для безопасности груза
 Как бы Вы могли описать особенности рынка электронных устройств, обеспечивающих безопасность перевозок, с точки зрения пользователя?

– Для анализа текущей ситуации я бы сначала предложил понять возможности заказчика услуги электронных запорных устройств. Учитывая, что мы осуществляем организацию перевозки как мультимодальных контейнеров, так и автомобильных грузов, мы сразу видим дифференциацию интересов к этой услуге в каждом виде транспорта.

Все понимают, что сохранность грузов в контейнерных морских и железнодорожных перевозках, несомненно, выше, чем при использовании автотранспорта. Отсюда и вытекает разница в необходимости использования устройств, предупреждающих незаконное открывание грузовых емкостей или же контролирующих температурный режим перевозки.

Сегодня внутри страны электронные системы мониторинга по доброй воле используются в основном для автомобильных перевозок, заказчиками которых являются крупные ритейлеры и производители, заботящиеся как о физической сохранности, так и о температурном режиме чувствительных товаров продовольственной группы. Благодаря спросу появилось достаточно много систем, которые предоставляют комплексный сервис такого рода.

 Как применяются данные технологии?

– На транспорт или контейнер с грузом устанавливают ряд датчиков GPS-трекера или переносной маяк. Устройство получает координаты от спутников и данные от датчиков, а после передает их на сервер. Диспетчер при помощи сервиса мониторинга видит все данные о местонахождении и параметрах груза в режиме реального времени, а также может просмотреть отчет за определенный период. Клиенту предоставляют данные для входа на сервис, чтобы он лично отслеживал все перемещения груза.

Для работы с переносимыми маяками сначала осуществляется проверка их на работоспособность через специализированный аппарат, далее маяк вкладывается в груз. После окончания процесса перевозки производится считывание информации по времени прохождения маршрута, а также температурному режиму.

Дополнительным удобством использования и слежения в онлайн-режиме является то, что при возникновении нештатной ситуации водитель может воспользоваться кнопкой SOS и уведомить о проблеме ответственных лиц.

Трекеры и маяки определяют факт длительного простоя транспортного средства. Датчики герметичности будут сигнализировать об открытии и закрытии дверей кузова. Если маяком оснащен контейнер или паллета с грузом, то благодаря датчикам удара и переворота будут выявлены нарушения в ходе погрузочно-разгрузочных работ. Закладка маяка также позволяет установить местонахождение похищенного контейнера.

Есть и другие системы, которые специализируются на контроле таких параметров работы транспорта, как расход топлива, показания тахографа, скоростной режим. Но такими системами пользуются в основном крупные автоперевозчики с большим собственным парком.

Как показывает практика, на железной дороге такой сервис пока что не имеет спроса, так как РЖД уже давно предоставляют услугу отслеживания груза, которая входит в обязательный пакет любого современного экспедитора. А перевозки грузов, требующих особого температурного режима, на железной дороге не пользуются спросом из-за низкой надежности.

 Учитывая специфику России, какие есть варианты стимулирования использования электронных устройств на железнодорожном транспорте?

– Яркий тому пример – Постановление правительства Российской Федерации № 1877 от 27 декабря 2019 г., которое устанавливает правила для транзита санкционных грузов через территорию страны как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Добавленной стоимости бизнесу такие ограничения не несут, хотя и требуют оплаты за услугу электронной пломбы. Единственной проблемой становится то, что для таких грузов будут ограничены пункты оформления въезда и выезда с территории Российской Федерации, а также введено обязательное время предварительного информирования: не позднее 2 ч до въезда на пункт пропуска.

К сожалению, нужно отметить, что в указанном выше постановлении использование электронных пломб для транзитных грузов предусмотрено только лишь на некоторых автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска. Что касается морских портов, то для них цифровизация транзита санкционных грузов не предусмотрена.

Несмотря на то, что к выполнению функционала оператора пломбирования Министерство транспорта РФ в течение 30 календарных дней готово допустить любую компанию, которая удовлетворит ряд указанных в постановлении требований, на текущий момент основной функционал выполняет "дочка" известного всем "Платона" – Центр развития цифровых платформ.

 То есть нормативная база уже приспособлена к использованию электронных устройств?

– К сожалению, кроме постановления правительства и утвержденных им Правил транзитных международных перевозок, каких-то определенных требований и стандартов пока не существует. Мониторинговые системы позволяют эффективно управлять автопарком, анализировать температурный режим, качество использования транспортных средств, повышают ответственность персонала и трудовую дисциплину, способствуют безопасности грузов и водителей в пути, делают прозрачным контроль расхода топлива, но все это пока что делается на основе доброй воли пользователей, которая продиктована либо расчетами экономической выгоды, либо желанием заказчика.

 А готовы ли поумнеть собственно транспортные средства и инфраструктура?

– В России уже давно все говорят про цифровизацию и уход от бумажных технологий. Справедливости ради можно сказать, что в этом направлении кое-что уже сделано и на практике. К примеру, Wildberries за счет перехода на электронный документооборот и использования электронной очереди для поставщиков уменьшили время разгрузки и приемки товара в 5 раз. Разработанное STS Logistics приложение "Портал поставщиков" также позволило клиентам уйти от очередей и сократить диспетчерский персонал. Показательным примером также является эксперимент компании Maersk, которая совместно с ФТС России в настоящий момент ведет пилотный проект по транзиту грузов по маршруту порт Восточный – Санкт-Петербург на основе блокчейн-платформы.

Уверен, что и электронные запорно-пломбировочные устройства расширенного функционала найдут свое применение в безбумажных технологиях ближайшего будущего. Рынок уже полным ходом движется в сторону цифровых технологий, и я лично вижу в этом перспективу развития всей транспортной отрасли.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions