– Светлана, раскройте секрет, как происходят переговоры экспедитора со страховой компанией?
– Обычно переговоры идут продуктивно, если предмет договоренностей – взаимовыгодное сотрудничество.
– Но разве бывает по-другому? Стороны же входят в переговоры, чтобы договориться….
– Страховщики предлагают два продукта, где объектом страхования выступает имущество. Если перевозчик страхует груз, то объектом страхования выступает имущество: страхование осуществляется на случай утраты или повреждения этого имущества. Если перевозчик страхует гражданскую ответственность, то страховая компания начинает действовать в случае предъявления претензий от третьих лиц в связи с причинением вреда страхователю/застрахованному лицу.
При работе с перевозчиками очень часто получаю обратную связь. Страхуя гражданскую ответственность экспедитор покупает неработающий продукт. И в итоге возмещать ущерб приходится за свой счет. А отказаться от страхования гражданской ответственности перевозчик не может, так как заказчик требует предоставления полиса.
Поэтому данное страхование перевозчиками воспринимается как оброк, а не как инструмент защиты имущественных интересов перевозчика.
– В случае отказа страховой компании в выплате пострадавшая сторона – перевозчик?
– Не только перевозчик. Заказчик тоже, так как шансы получить возмещение за ущерб по грузу существенно снижаются.
– Позвольте, чтобы вывести на рынок страхование ответственности, были внесены поправки в 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» и 87-ФЗ «О транспортной экспедиционной деятельности». Почему правки законодательства не повысили уровень защиты грузоперевозчика?
– Предполагаю, потому что страхование ответственности перевозчика или экспедитора «не предполагает» выплат. Для признания случая страховым необходимо доказательство факта вины транспортной компании, что влечет за собой долгий и сложный процесс сбора документов для получения выплат.
– Но есть же международный опыт. Во всем мире перевозчики страхуют именно ответственность, почему же Россия «изобретает велосипед»?
– Опять же только предполагаю. Страхование ответственности невыгодно страховым компаниям.
На рынке уже сформировалась практика: заказчики требуют именно полис страхования гражданской ответственности экспедитора/перевозчика; страховая компания продает полис страхования гражданской ответственности экспедитора/перевозчика; данный полис обеспечивает постоянный приток денежных средств в страховые компании, но при этом выплаты по данному страховому продукту единичны.
И именно такой «невыплатой» страховой продукт очень выгоден страховым компаниям, поэтому они не спешат менять свои правила и условия. Зачем платить, когда можно не платить?
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.