В Стратегии основным инструментом обеспечения пространственного развития называется Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ до 2024 года, детали которого на днях
раскрывал РЖД-Партнер.
Вместе с тем Стратегия определяет целый ряд проблем инфраструктуры и указывает на сохранение низкой транспортной связанности и доступности территорий РФ.
Речь идет, во-первых, о недостаточной связи между городскими агломерациями и административными центрами, что по-прежнему ограничивает социально-экономическое развитие многих регионов. Сохраняется крайне высокий уровень централизации авиационных перевозок на Москву.
В то же время в Стратегии отмечается увеличение за последнее десятилетие связанности крупнейших и крупных городских агломераций в северо-западной и центральной частях Европейской России, а также повышение связанности столицы с окружающими Московский регион административными центрами соседних субъектов. По-прежнему наблюдается низкий уровень транспортной доступности многих малых и средних городов и крупных населенных пунктов. Он обуславливается в том числе высокой долей региональных и местных дорог в ненормативном эксплуатационном состоянии.
На Дальнем Востоке и Сибири большое количество населенных пунктов остаются без круглогодичного транспортного сообщения. Сохраняются узкие места на транспортных коммуникациях федерального значения, особенно на подъездах к морским портам и крупным международным пунктам пропуска через государственную границу РФ. Они существенно замедляют перевозку грузов и ограничивают экспортные поставки.
Часть городских агломераций и административных центров, которые расположены на автодорогах федерального значения, не имеют транспортных обходов.
Кроме того, возникновение перегруженных участков на транспортных коммуникациях вызывает отсутствие сети транспортно-логистических центров и пассажирских хабов. «Высокий транзитный потенциал РФ и стран Евразийского экономического союза остаются нереализованными», отмечается в Стратегии.
Снятие транспортных ограничений, согласно Стратегии, планируется достичь за счет разработки комплексных схем организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения; расширения радиусов в пределах двухчасовой транспортной доступности до крупнейших и крупных городских агломераций за счет строительства автомагистралей, линий скоростных внеуличных видов транспорта и транспортно-пересадочных узлов.
Также среди эффективных мер называется стимулирование развития транспорта общего пользования для снижения количества поездок на личных авто, оптимизация маршрутной сети, создание транспортно-пересадочных узлов и использования эффективных инструментов парковочной политики.
Кроме того, планируется стимулировать использование экологически чистого транспорта (как для населения, так для экономики) и строительство обходов городов для вывода транзитного транспорта, увеличить пропускную способность автомобильных дорог городских агломераций и внедрять интеллектуальные транспортные системы, развивать интернет-сервисы по планированию поездок, выбору видов транспорта и оплате проезда.
В Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года обозначены сценарии развития – инерционный и целевой. Так, по сравнению с показателями 2017 года и согласно целевому сценарию транспортная межрегиональная подвижность населения внутри страны увеличится на 20%. Доля региональных и местных дорог, связывающих центры муниципальных образований с административными центрами субъектов РФ, окажется на уровне не менее 65% (сейчас менее 50%).
Более того, к 2025 году Минэкономразвития планирует обеспечить России попадание в 50 первых строчек Международного индекса качества логистики Logistics performance index. Для сравнения, по итогам 2016 года страна находилась на 98-м месте.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.