+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2021 10:09:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Скованные логистической цепью: готова ли страна к массовой вакцинации от COVID-19

Президент Владимир Путин распорядился начать массовую вакцинацию от коронавируса с 18 января. Он отметил, что с организацией прививочной кампании и доставкой «Спутника V» в регионы проблем возникнуть не должно, так как препарат не требует особенных условий для транспортировки и хранения. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, до конца января в гражданский оборот поступит 2,1 млн доз вакцины. Как же организована цепь поставок и с какими трудностями сталкиваются логистические компании?
Холодовая цепь
Для поставки вакцины от коронавируса в каждый регион в необходимом количестве потребовалось создать целую инфраструктуру. Это не только производство, транспортировка, но и организация хранения «Спутника V». Ответственной за логистику стала компания «Иммунотехнологии», созданная Сбером в прошлом году. В целом цепь выглядит следующим образом: первый этап – доставка от производителя оптовику, далее – транспортировка в региональные распределительные центры, за это отвечает ООО «Иммунотехнологии». Следующий этап находится в ведении местной власти: доставка со складов в медицинские учреждения. Заключительный этап – хранение вакцины до введения.

Создание «Спутника V» происходило в режиме нон-стоп, что привело к недостаточным исследованиям препарата на стабильность. Если международные нормы допускают транспортировку вакцин при температуре от +2 до +8 градусов, то «Спутник V» должен строго содержаться при -18 градусах.

«К сожалению, время на разработку препарата было ограниченно. Производитель вакцины не делал тестов на стабильность, не пытался понять, что происходит с препаратом, если он краткосрочно находится при температуре, отличающейся от температурного режима, предусмотренного в инструкции по применению. Строго говоря, вакцина не может находиться даже пять минут при температуре выше -18 градусов», – рассказал на одном из обучающих семинаров заместитель генерального директора ООО «Иммунотехнологии» Иван Глушков.

Это говорит о том, что перевозка «Спутника V» происходит исключительно в валидированных термоконтейнерах, которых ввиду ограниченного производства в России не хватает. Решением в этом случае становится сухой лед, использовать его можно на протяжении всей холодовой цепи, кроме хранения в центрах иммунизации, так как, по информации Роспотребнадзора, они не располагают возможностями утилизации опасных веществ.

Транспорт имеет значение
Параллельно с испытаниями вакцины российская логистическая компания RTA проводила исследования грузовых рефрижераторов. Данные эксперимента в рамках семинара представил Станислав Булыгин, ответственный за качество RTA. Он отметил, что при транспортировке вакцины фурами следует учитывать следующие факторы: время для входа рефрижератора в требуемый температурный режим, реакцию на открытие дверей и оттаивание, разницу показателей в зоне, где располагаются паллеты и где находятся датчики. Соответственно, зимой поддерживать необходимую температуру проще, чем летом, но в любом случае вакцина «Спутник V» строго транспортируется в термоконтейнерах. Также стоит отметить, что стандартный рефрижератор вмещает в себя 33 европаллеты, в каждой из которых 25 тыс. доз вакцины.

Сложности с непрерывностью холодовой цепи возникают и при транспортировке самолетами. Здесь переломный момент происходит в хабах. Во-первых, не все аэропорты располагают необходимым для погрузки оборудованием, во-вторых, потерять партию вакцины можно при банальной проверке. Как рассказала директор по качеству ООО «Иммунотехнологии» Елена Зелинская, при одном из досмотров термоконтейнера службой безопасности аэропорта температура упала до -17,3 градуса, что полностью привело партию вакцины в негодность.

На пороге массовой вакцинации
Вакцинация от коронавируса «Спутником V» в регионах происходит неравномерно. Согласно анализу, проведенному некоммерческим фондом «Петербургская политика», по состоянию на 12 января о высокой доступности вакцинации могли заявить лишь пять регионов – это Москва, Московская область, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Сахалинская область. Эксперты оценили эти регионы не только по объемам поставок препарата, но и по отсутствию информации о сбоях в проведении вакцинации среди населения. То есть в этих субъектах прививку с декабря могли сделать все желающие. Следующая группа – это регионы, где наблюдались некоторые проблемы с записью на вакцинацию ввиду ограниченного числа центров иммунизации. В категорию вошли Санкт-Петербург, Алтай, Белгородская, Курганская и Кемеровская области. Низкая доступность наблюдается специалистами в тех субъектах, где работа по массовой вакцинации только начинается или прививка доступна лишь медикам, учителям, работникам социальных служб. В этой зоне находится целых 42 региона Российской Федерации. Среди причин такой низкой подготовленности эксперты «Петербургской политики» называют не только недостаточный объем вакцины, но и отсутствие общей модели организации прививочной кампании в субъектах.

В завершение напомним, что первый этап массовой вакцинации от коронавируса российским препаратом «Спутник V», разработанным НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, стартовал 5 декабря. Прививки получили медицинские работники, педагоги, сотрудники соцслужб. Далее ряд регионов, в частности Москва и Подмосковье, смогли выйти на вакцинацию среди всех желающих. По состоянию на 10 января привились от коронавируса 1,5 млн человек. В настоящее время вакцину «Спутник V» изготавливают шесть российских предприятий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions