+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.01.2020 17:24:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Сегменту индивидуального складского хранения негде прописаться

Складской рынок в сегменте self storage начал развиваться в России только с 2008 года. За прошедшие 10 лет отрасль смогла нарастить коммерчески успешные площади в Москве, с умеренным темпом догоняет столицу Санкт-Петербург, а в регионах склады индивидуального хранения практически не представлены. Развитие бизнеса ограничивают два ключевых аспекта: неосведомленность клиентов и недостаток пригодных помещений.
Столичные успехи

В условиях довольно сдержанного роста доходов населения платное хранение в крупных масштабах могут позволить себе далеко не все. Эксперты высоко оценивают вероятность распространения self storage на  региональные центры, хотя случится это явно не в ближайшем будущем.

Экономическое развитие столицы объяснимо притягивает к себе центры логистических решений для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. По итогам 2019 года общая площадь складов формата self storage в Москве достигла 181 тыс. кв. м, превысив на 14% показатель 2018-го. Как отмечает исполнительный директор Ассоциации компаний индивидуального хранения Наталья Мацнева, 2019 год стал рекордным по числу введенных новых объектов. На московском рынке теперь насчитывается 70 точек, что на 13% больше показателя за прошлый год (62 склада). Количество площадок для складов контейнерного хранения выросло незначительно (на 4%). Это, по мнению Дмитрия Майера, президента АКИХ, достаточно закономерно с учетом все большей доступности для населения классических складов индивидуального хранения, предлагающих более комфортные условия и поддерживающих в отличие от открытых контейнерных площадок надлежащий температурный режим и круглосуточную охрану. Перспективы роста еще есть, аналитики компании Knight Frank оценили общую емкость рынка Москвы и Подмосковья в 500 тыс. кв. м.

Средний уровень заполняемости складов индивидуального хранения упал на 6% и составил 84%. Средний срок аренды за год уменьшился на 7%, с 8,5 до 7,9 месяцев. Стоит учитывать, что рынок в силу своей молодости волатилен, для некрупного сегмента такие скачки вполне допустимы и не отражают реальной негативной динамики. Фактически новые мощности на данный момент вводятся с запасом, коммерсанты надеются на повышение интереса потребителей к услуге индивидуального хранения в течение следующих 5 лет.

Статистика показывает, что в 2019 году доля бизнеса, заинтересованного в сегменте индивидуального хранения, возросла на 5%. Спрос со стороны юридических лиц объясняется необходимостью хранения остатков продукции, оборудования или архивной документации. Рынок ожидает, что рост интереса юридических лиц к формату индивидуального хранения продолжится. В мировом балансе они загружают приблизительно 40% предлагаемых площадей. В России бизнес пока занимает около 25%. «Необходимо иметь в виду такую историю: есть количество клиентов, а есть площадь по договору. Естественно, площадь, которую арендует бизнес, больше. За счет этого держателей договоров может быть меньше, но в процентном выражении по площади они имеют больший вес в секторе. В соотношении площади это где-то 30% на 70% физических лиц. Если смотреть на мировую практику, то мы все равно когда-нибудь придем к разделению 60 на 40», – рассказывает генеральный директор компании «Инбокс-склад» Александр Старков.

В прошедшем году средние ставки аренды в Москве на помещения self storage колеблются в пределах от 1511 до 1952 руб. за кв. м в месяц – стоимость, которую оплачивает пользователь в зависимости от местоположения, качества и количества услуг, предоставляемых оператором. Что характерно, в 2019 году разброс цен стал больше, годом ранее цены на рынке колебались от 1580 до 1885 руб. за кв. м в месяц. 

Петербург складам не верит

В Санкт-Петербурге рынок развивается умеренными темпами. Если в Москве на 1 тыс. человек приходится примерно 15 кв. м складов, то в Северной столице – всего 6 кв. м (объем предложения составляет около 30 тыс. кв. м). На данный момент в ведении 14 операторов насчитывается 19 self storage объектов. В этом году на рынок вышли два новых игрока, но лидером остается компания Red Box Co, первой открывшая склад индивидуального хранения в Санкт-Петербурге в 2011 году. Зато средняя ставка аренды в 2019-м увеличилась на 17% – с 1,2 тыс. до 1,4 тыс. руб. за кв. м в месяц, что все еще недотягивает даже до минимальной границы московских расценок. 

В целом рынок self storage в Санкт-Петербурге находится на начальной стадии. Эксперты оценивают его емкость в долгосрочной перспективе на уровне 300 тыс. кв. м. Однако стремительного развития ждать рано. Несмотря на звание Северной столицы, городу приходится бороться с теми же вызовами, от которых страдают регионы. Отсутствие крупных игроков позволяет войти на новый рынок без дополнительных барьеров, но коммерсантов сдерживают низкие ставки. «Если мы говорим о регионах, необходимо понимать, что низкий платежеспособный спрос пока не позволяет развиваться новым игрокам. Необходимые инвестиции в рынок приблизительно сравнимы с московскими. Однако даже в Петербурге клиентская ставка будет ниже в 2 раза, то есть срок окупаемости будет увеличен на 100%. С другими регионами все еще сложнее», – рассказывает А. Старков. 

Строительный вопрос

Операторы отмечают, что от широкого распространения сегмент сдерживает и низкая осведомленность о подобной услуге, а также значительная доля гаражного хранения, особенно в нестоличных городах. Вполне вероятно, что именно расширение маркетингового охвата будет служить драйвером роста для сегмента индивидуального хранения в ближайшем периоде. А. Старков отмечает, что ситуация аналогична в работе с юридическими лицами. В основном, это небольшие компании и ИП. Те, кто начал пользоваться услугой, как правило, продлевают аренду, подчеркнул он.
Основной проблемой все-таки является сложность подбора подходящего помещения. Оно должно соответствовать специфическим критериям ритейла, несмотря на фактическую прописку в складском бизнесе. Это значит, что коммерческих успех обеспечат только те склады, которые будут располагаться вблизи транспортных развязок, места жительства и работы потенциальных клиентов.

Проблему обозначил А. Старков: «Даже в Москве нет помещений, подходящих под редевелопмент. Как правило, это промзоны, которые могут быть переформатированы под self storage. Таких площадок крайне мало. Вторая проблема – отсутствие подходящих и адекватных по стоимости земельных участков под строительство. Мы бы удовлетворили спрос и вовлекли бы большее количество потребителей, если бы было больше площадок».

Пока же бизнесу приходиться бегать по кругу: площадей недостаточно для расширения услуги и повышения осведомленности о ней, а девелоперы индустриальной недвижимости не спешат заходить в молодой сегмент, не видя краткосрочных перспектив.

Полную версию материала читайте в выпуске № 3 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions