Столичные успехи
В условиях довольно сдержанного роста доходов населения платное хранение в крупных масштабах могут позволить себе далеко не все. Эксперты высоко оценивают вероятность распространения self storage на региональные центры, хотя случится это явно не в ближайшем будущем.
Экономическое развитие столицы объяснимо притягивает к себе центры логистических решений для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. По итогам 2019 года общая площадь складов формата self storage в Москве достигла 181 тыс. кв. м, превысив на 14% показатель 2018-го. Как отмечает исполнительный директор Ассоциации компаний индивидуального хранения Наталья Мацнева, 2019 год стал рекордным по числу введенных новых объектов. На московском рынке теперь насчитывается 70 точек, что на 13% больше показателя за прошлый год (62 склада). Количество площадок для складов контейнерного хранения выросло незначительно (на 4%). Это, по мнению Дмитрия Майера, президента АКИХ, достаточно закономерно с учетом все большей доступности для населения классических складов индивидуального хранения, предлагающих более комфортные условия и поддерживающих в отличие от открытых контейнерных площадок надлежащий температурный режим и круглосуточную охрану. Перспективы роста еще есть, аналитики компании Knight Frank оценили общую емкость рынка Москвы и Подмосковья в 500 тыс. кв. м.
Средний уровень заполняемости складов индивидуального хранения упал на 6% и составил 84%. Средний срок аренды за год уменьшился на 7%, с 8,5 до 7,9 месяцев. Стоит учитывать, что рынок в силу своей молодости волатилен, для некрупного сегмента такие скачки вполне допустимы и не отражают реальной негативной динамики. Фактически новые мощности на данный момент вводятся с запасом, коммерсанты надеются на повышение интереса потребителей к услуге индивидуального хранения в течение следующих 5 лет.
Статистика показывает, что в 2019 году доля бизнеса, заинтересованного в сегменте индивидуального хранения, возросла на 5%. Спрос со стороны юридических лиц объясняется необходимостью хранения остатков продукции, оборудования или архивной документации. Рынок ожидает, что рост интереса юридических лиц к формату индивидуального хранения продолжится. В мировом балансе они загружают приблизительно 40% предлагаемых площадей. В России бизнес пока занимает около 25%. «Необходимо иметь в виду такую историю: есть количество клиентов, а есть площадь по договору. Естественно, площадь, которую арендует бизнес, больше. За счет этого держателей договоров может быть меньше, но в процентном выражении по площади они имеют больший вес в секторе. В соотношении площади это где-то 30% на 70% физических лиц. Если смотреть на мировую практику, то мы все равно когда-нибудь придем к разделению 60 на 40», – рассказывает генеральный директор компании «Инбокс-склад» Александр Старков.
В прошедшем году средние ставки аренды в Москве на помещения self storage колеблются в пределах от 1511 до 1952 руб. за кв. м в месяц – стоимость, которую оплачивает пользователь в зависимости от местоположения, качества и количества услуг, предоставляемых оператором. Что характерно, в 2019 году разброс цен стал больше, годом ранее цены на рынке колебались от 1580 до 1885 руб. за кв. м в месяц.
Петербург складам не верит
В Санкт-Петербурге рынок развивается умеренными темпами. Если в Москве на 1 тыс. человек приходится примерно 15 кв. м складов, то в Северной столице – всего 6 кв. м (объем предложения составляет около 30 тыс. кв. м). На данный момент в ведении 14 операторов насчитывается 19 self storage объектов. В этом году на рынок вышли два новых игрока, но лидером остается компания Red Box Co, первой открывшая склад индивидуального хранения в Санкт-Петербурге в 2011 году. Зато средняя ставка аренды в 2019-м увеличилась на 17% – с 1,2 тыс. до 1,4 тыс. руб. за кв. м в месяц, что все еще недотягивает даже до минимальной границы московских расценок.
В целом рынок self storage в Санкт-Петербурге находится на начальной стадии. Эксперты оценивают его емкость в долгосрочной перспективе на уровне 300 тыс. кв. м. Однако стремительного развития ждать рано. Несмотря на звание Северной столицы, городу приходится бороться с теми же вызовами, от которых страдают регионы. Отсутствие крупных игроков позволяет войти на новый рынок без дополнительных барьеров, но коммерсантов сдерживают низкие ставки. «Если мы говорим о регионах, необходимо понимать, что низкий платежеспособный спрос пока не позволяет развиваться новым игрокам. Необходимые инвестиции в рынок приблизительно сравнимы с московскими. Однако даже в Петербурге клиентская ставка будет ниже в 2 раза, то есть срок окупаемости будет увеличен на 100%. С другими регионами все еще сложнее», – рассказывает А. Старков.
Строительный вопрос
Операторы отмечают, что от широкого распространения сегмент сдерживает и низкая осведомленность о подобной услуге, а также значительная доля гаражного хранения, особенно в нестоличных городах. Вполне вероятно, что именно расширение маркетингового охвата будет служить драйвером роста для сегмента индивидуального хранения в ближайшем периоде. А. Старков отмечает, что ситуация аналогична в работе с юридическими лицами. В основном, это небольшие компании и ИП. Те, кто начал пользоваться услугой, как правило, продлевают аренду, подчеркнул он.
Основной проблемой все-таки является сложность подбора подходящего помещения. Оно должно соответствовать специфическим критериям ритейла, несмотря на фактическую прописку в складском бизнесе. Это значит, что коммерческих успех обеспечат только те склады, которые будут располагаться вблизи транспортных развязок, места жительства и работы потенциальных клиентов.
Проблему обозначил А. Старков: «Даже в Москве нет помещений, подходящих под редевелопмент. Как правило, это промзоны, которые могут быть переформатированы под self storage. Таких площадок крайне мало. Вторая проблема – отсутствие подходящих и адекватных по стоимости земельных участков под строительство. Мы бы удовлетворили спрос и вовлекли бы большее количество потребителей, если бы было больше площадок».
Пока же бизнесу приходиться бегать по кругу: площадей недостаточно для расширения услуги и повышения осведомленности о ней, а девелоперы индустриальной недвижимости не спешат заходить в молодой сегмент, не видя краткосрочных перспектив.
Полную версию материала читайте в выпуске № 3 журнала РЖД-Партнер.
Автор: Юлия Чернышевская
Фото: АКИХ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.