• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.79 1.22 EUR ЦБ РФ 56.17 1.78
    BTC 20279.04 usd BTC 1221406.58 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2022 10:16:11
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

ПМГФ-2022: водородное будущее транспорта – не любо, но дорого

Четвертая энергетическая революция выводит водород в лидеры, делает его альтернативным топливом, которое может заменить как бензин, так и газ. Однако участники круглого стола «Водород: парадигма применения в транспорте» согласиться с этим заявлением не готовы.

ПМГФ-2022: водородное будущее транспорта – не любо, но дорого
А нужен ли водород?

Чтобы получить один килограмм водорода, надо использовать четыре килограмма газа. Однако, сжигая четыре килограмма, газа человечество получит в два раза больше энергии, если сравнивать ее с одним килограммом водорода. Так начал выступление на круглом столе профессор Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина и исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель.

«А если это наш бизнес и наши деньги, то зачем нам водород? Конечно же, не нужен!» – восклицает он.

Но если верить презентациям, которые предъявляют на площадках разного уровня, то водород нужен, добавляет он. И тут же объясняет, что авторы этих презентаций далеки от науки и энергетики, но близки к банкам и кредитным учреждениям. Чтобы вовсе перевести сомневающихся на сторону науки, профессор продолжает на понятном для экономистов языке: 194 млрд куб. м газа Россия экспортировала в минувшем году.

«И если предположить, что весь экспортируемый газ будет преобразован в водород, то мы из всех 100% получим 34,8 млн т водорода», – продолжает В. Бессель.

В презентации указывают на повышение эффективности водорода, а значит, повышение его привлекательности на международном рынке. Но с экономической точки зрения водород после повышения его эффективности и вовсе становится бесполезным: делает его экономически неэффективным. Профессор Бессель рассказывает, что эту задачу уже решали в университете нефти и газа, и если поставить задачу повысить эффективность всего водорода, полученного из всего экспортируемого из России газа, то необходимо загрузить работой все ГЭС в России на 100%, и в результате получим избыток электроэнергии 236,5 млрд кВт*ч и максимум 6,5 млн т водорода с повышенной  эффективностью. Этот результат заставляет профессора задавать экономистам главный вопрос.

«Если мы будет делать это за свои деньги, то мы будем это делать? У водорода есть одна проблема: чтобы получать его, необходим источник бесконечно халявной энергии», – резюмирует он.

Все восторги о светлом будущем водородного транспорта профессор разбивает не только математическими расчетами, но и экскурсом в прошлое, в котором водород уже стоял на страже интересов человечества. Россия запустила ТУ-155, в котором в качестве топлива использовали водород, в 1988 году. Но этот самолет на жидком водороде сделал только пять рейсов, потому что дальние полеты неэффективны, говорит В. Бессель.

«А остальные 88 рейсов самолет сделал на сжиженном метане, потому что на газовом топливе он летал в 2,5 раза большие расстояния. Это возможно, потому что у метана плотность выше. Это физика, это не мои домыслы», – резюмирует профессор.

Водород нужен

Водородный рынок пока не возник. Но он нужен, так отреагировал на выступление профессора Константин Романов, генеральный директор ООО «Газпром водород». 

«Есть общее правило – газ надо сперва продать, а потом добыть», – добавляет он.

По этому пути движется весь газовый рынок: в первую очередь сделка, а потом строительство мощностей и инфраструктуры и реализация продукта в зависимости от стоимости сделки.

«Были определенные предпосылки к созданию водородного рынка. Но пока не сложилось. Тем не менее нужно быть готовым к его появлению», – объясняет представитель рынка ученым.

Рынок уже готов зарабатывать на водородном транспорте, добавляет он. Уже разработан пилотный проект плазмотрона, способный расщеплять метан на условный наноуглерод и водород.

«Да, есть перспектива по выстраиванию определенной бизнес-модели. Но мы готовы предложить еще одно важное направление – разложение сероводорода. И это направление тоже будем развивать», – говорит К. Романов.

Конечно же, все эти проекты нерентабельны, соглашается эксперт. Но они нерентабельны во всем мире, а значит, надо развивать их, чтобы не отстать от всего мира, и нужно отработать технологии, настаивает генеральный директор ООО «Газпром водород».

«Мы пытаемся найти для них полезное применение», – говорит К. Романов.

Компания ждет развития рынка транспорта, работающего от водородного топлива. После, по запросу рынка, появятся водородные заправки. Да, есть общественный транспорт, который нуждается в водородном топливе, но дальше Москвы водоробус не ушел и единого инвестиционного решения нет. Впрочем, нет единого мнения о целесообразности перевода транспорта на водород и в Европе, рассуждает К. Романов.

«Водород по факту – это же и парниковый газ, а это значит, парниковый эффект будет только накапливаться. Этот факт замалчивается, но если мы смотрим на водород как на климатическое решение, то очевидно, что это не решение», – резюмирует К. Романов.

Все не так однозначно

Перед экономикой Южной Кореи стоит задача достичь углеродной нейтральности уже к 2050 году. Страна переход начала еще в 2005 году, рассказывает Джинсок Сун, профессор по исследованиям Университета международных исследований Нангук в Сеуле.

«Но теперь ученые Южной Кореи пытаются найти ответ на вопрос, почему первый генплан так и не смог достичь поставленных целей», – говорит профессор.

Изменилась и мотивация основных участников, добавляет эксперт. А роль водорода в экономике Южной Кореи не изменилась. Ученый объясняет, что перед страной стоят и климатические задачи, и амбициозные цели, которых нельзя достичь, используя только возобновляемые источники энергии – солнечную, ветряную или гидроэнергетику. Поэтому роль водорода возрастает, и теперь вообще говорят о чистой водородной экономике, заявляет профессор из Южной Кореи.

«Под этим понимают промышленную структуру, которая воспринимает водород как основной источник энергии. Но пока так и не появилось водородного рынка, не только международного, но даже внутрирегионального», – говорит профессор.

Правительство Южной Кореи надеется за счет водорода диверсифицировать экономику страны и снизить долю нефти. Но этого до сих пор не случилось, потому что нет ни водорода, ни рынка водородного топлива, добавляет он.

«Правительство понимает, что трудно увеличить производство водорода внутри страны. Поэтому принято решение импортировать водород по более низкой цене, если сравнивать его с производством внутри страны. Импорт водорода составит к 20050 году до 90%, почти 27 млн т», – заключает профессор из Южной Кореи.

Поэтому он призвал ученых из России не отказываться от разработок водородного топлива, ведь мир уже не сможет отказаться от водорода.

«Откуда импортировать будете?» – задает вопрос коллеге из Южной Кореи профессор из России.

Ответ на этот вопрос даже не пришлось переводить: профессор из Южной Кореи назвал Австралию, Саудовскую Аравию и остров Сахалин.

«Правда, я пока плохо понимаю, как мы будем импортировать из Австралии или из Саудовской Аравии», – заключает профессор из Южной Кореи.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions