О чем договаривается бизнес из разных стран
Ожидается, что будет превышен и другой показатель – по объемам заключенных договоров. Напомним, что в рамках форума в прошлом году были подписаны 386 инвестиционных соглашений и меморандумов на общую сумму около 2 трлн руб.
Интерес к мероприятию понятен: на ПМЭФ-2018 рассматривают варианты роста экономики в условиях, созданных государством для эффективного предпринимательства. Предстоит понять, какими должны быть эти инструменты на практике.
Как считают участники форума, если удастся наладить кооперацию между государственными институтами поддержки экспорта разных стран, то в выигрыше окажутся все участники совместных проектов на глобальной арене. Однако сейчас непросто найти такие проекты, которые способны объединить, а не рассорить страны.
Прежде всего это проекты цифровизации. И форум изобиловал различными решениями: от виртуального футбола до полета на летающем модуле над российскими городами. Последний был представлен компанией «Российские космические системы» как наглядная иллюстрация возможностей, которые открывает спутниковый мониторинг – технологии, которая может использоваться на транспортном рынке РФ.
То, что участники форума проявляют сегодня интерес к VR-технологиям, весьма характерно: это очень перспективный и быстрорастущий рынок. Если в 2017 году объемы продаж технологий виртуальной реальности составляли всего $60 млн, то в I квартале 2018-м они вырастут, как ожидается, в 50 раз, а в 2020-м – до $2 млрд, заметил генеральный директор японской компании Sani Макино Нироши.
Курс на цифровизацию
Как известно, программа развития цифровой экономики была принята в середине 2017 года. Тогда было объявлено пять ее ключевых направлений. А теперь к ней добавлена еще одна составляющая – «Цифровой транспорт и логистика». Свою программу в этой сфере уже реализует ОАО «РЖД». А на МПЭФ-2018 представлены проекты цифрового развития еще и других видов транспорта: автомобильного, морского и авиационного.
Скажем, автоперевозчики намерены развивать беспилотные технологии для вождения транспортных средств. На морском флоте цифровизация прежде всего охватывает управление перевозками. Однако имеются проекты в сфере беспилотной навигации. Свои наработки есть и ГК «Росавтодор». Для координации всех этих разработок намечено создать ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика».
В поисках точек взаимодействия
Особенностью ПМЭФ-2018 также стало то, что он проходит на фоне обострения риторики в отношениях между государствами. И подобные площадки приходятся кстати, чтобы выпустить пар. Это и постарались сделать в первый день форума в рамках дискуссий представители бизнеса.
А завтра, 25 мая, к работе будет подключена тяжелая артиллерия: в пленарном заседании Петербургского международного экономического форума будут участвовать президент РФ Владимир Путин, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
Экономическое партнерство с Китаем заслуженно занимает одно из ключевых мест во внешнеполитической стратегии России. Двусторонние контакты, несмотря на нестабильную геополитическую ситуацию, продолжают демонстрировать устойчивое многовекторное развитие. И один из таких векторов – транспортная отрасль, которая призвана обслуживать потребности трансграничной торговли в перевозках грузов и транзите через территорию РФ.
Форум доказывает, что в ЕС намерены развивать сотрудничество с РФ до точки замерзания. В частности, около 40 топ-менеджеров французских компаний вошли в делегацию Э. Макрона, отметил генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский. Идет поиск взаимовыгодных решений. Ожидается пределенный рост оборотов торговли и спроса на международные грузоперевозки.
Несмотря на напряженность в отношениях с США на ПМЭФ-2018, довольно активно представлены американские компании. Они, как было сказано на презентации, посвященной итогам исследования торгово-экономических связей между США и Россией, не утратили интерес к российскому рынку, несмотря на то, что РФ все больше делает акцент на Азиатско-Тихоокеанском регионе и Ближнем Востоке. Возможности для сотрудничества у России и Америки остаются, полагает управляющий партнер по России EY Александр Ивлев.
Куда движемся
ПМЭФ-2018 недвусмысленно показывает: Россия стремится продемонстрировать Западу, что ее экономика вопреки введенным против нее санкциям укрепляется. И в РФ намерены опираться на прорывные технологии. Вопрос, который всех интересует, состоит в том, как именно это будет реализовано на практике, какие отрасли станут опорными точками роста.
Транспорт, под таким углом зрения, поставлен на форуме не на первое место. Тем не менее тема инвестиций в его инфраструктуру присутствует.
«Если в прошлом году мы представили наглядные образцы своей инновационной продукции (в том числе в сфере беспилотного транспорта), то в 2018 году сосредоточили внимание на деловых встречах и заключении контрактов», – отметил представитель АО «КамАЗ». Аналогичный ответ прозвучал еще от ряда транспортных компаний.
Кроме того, ряд регионов представил свои программы развития региональных транспортных систем и кластеров, связанных с автомобилестроением и судостроением. Участники форума даже провели панельную дискуссию на эту тему, инициатором которой выступило правительство Ленинградской области.
Автор: Александр Солнцев
Фото: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.