+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2020 10:30:02
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Морское плечо Транссиба усилило сервисы

Корона­вирус нанес чувствительный удар по судоходной отрасли и глобальной системе. Это внесло поправки в логистические цепочки перевозок между странами ЕС и Китая. При этом в выигрыше оказались железнодорожные маршруты.
Как отметил главный аналитик по судоходству BIMCO Питер Санд, суммарные потери морских перевозок из стран АТР в ЕС и США способны привести к минусу по итогам текущего года на 10%, что эквивалентно 17 млн TEU. То, что корона­вирус уже нанес чувствительный удар по судоходной отрасли и глобальной системе поставок, был вынужден признать и генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Китак Лим. По его словам, пострадали многие транспортные узлы: порты оказались закрыты, судам было отказано в заходе.

В основном запреты коснулись пассажирских лайнеров. Однако пострадали и глобальные морские операторы. Но после 18 марта, когда в КНР объявили о победе над эпидемией в первичном очаге инфекции и предприятия возоб­новили свою работу, ситуация стала улучшаться.

И ставки на долгосрочные контракты устояли на фоне того, что, как сообщил Lloyd's Loading List, морской импорт из Китая в Европу в I квартале 2020 года вырос на 7%, а экспорт – на 7,6% по сравнению с февралем 2019-го. Бреши в ротациях линейных судов закрыл трамповый флот, подобрав застрявшие в пути мелкие партии грузов в контейнерах.

Устойчивости судоходства сейчас способствует и вызванный коронавирусом обвал цен на нефть. Это удешевило стоимость бункеровок судов – настолько, что практически полностью устранило ожидаемые дополнительные затраты в связи с переходом на новые правила использования топлива, пояснил представитель независимого морского консультанта Drewry Supply Chain Advisors.

Однако это не компенсирует потери в доходах, которые понесли контейнерные операторы из-за пандемии. «Снижения эксплуатационных расходов будет недостаточно. Поэтому придется повышать ставки фрахта», – отметил представитель одного из крупных судовладельцев.

На морском плече Транссиба ставки сделаны

Тем не менее сбои в логистике на кружных морских маршрутах не прошли даром: грузовладельцы стали искать другие варианты доставки своей продукции. Как следствие, они стали уделять больше внимания сухопутным маршрутам. И на морском плече Транссиба наметилось оживление.

Российские экспортеры также стали больше грузов переключать на РЖД. Судовладельцы видят неплохую перспективу для сухопутного коридора. В частнос­ти, с марта 2020 года Maersk удвоил свои ротации (вместо одного регулярного захода в месяц теперь в графике их два). Этому способствовало, в частности, внедрение электронного документооборота в дальневосточных портах благодаря введению электронных сервисов при взаимодействии с таможней: в прошлом году ФТС России и Maersk договорились о старте на линии Азия – Европа пилотных проектов в сфере транзита и обмена логистической информацией – через блокчейн-платформу. Как пояснил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, пробные пять рейсов, которые связали Южную Корею и Японию с Северной Европой через порт Восточный, дают основание утверждать, что подобный сервис помогает существенно сократить время доставки груза по сухопутному коридору.

В заключение можно сделать такой вывод: если тренд на увеличение объемов вывоза продукции из Китая, наметившийся в конце марта, сохранится, то ставки морского фрахта действительно могут вырасти, особенно на фонесокращения тоннажа глобальных операторов. В таком случае следует ожидать  притока транзита на морское плечо Транссиба. Его же способны подпитать дополнительным объемом экспортных контейнеров и российские железные дороги. В данном направлении экспорт в контейнерах в марте рос более чем на 9% к аналогичному периоду прошлого года, отметил генеральный директор ПАО «Трансконтейнер» Виктор Марков.

Что касается перспектив роста контейнерного транзита, то в 2020 году участники рынка оценивают его динамику с осторожным оптимизмом, многие контракты сейчас пересматриваются.

Полный текст статьи с мнениями участников рынка см. в pdf версии № 7 (419) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions