Объем товарооборота двух стран между собой за прошлый год вырос почти на треть, составив $2 млрд. На 2018 год планируется его повышение сразу наполовину, до $3 млрд, а в 2020-м – до $5 млрд.
Стимулирование сотрудничества происходит с обеих сторон. Это создает крупные задачи и для транспортно-логистической сферы. Например, в 2017 году перевозки по железной дороге между странами возросли на 8%, а только за январь – февраль 2018-го – уже на 44% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
Поэтому на перспективу нужны масштабные решения в транспорте и логистике. В планах двух государств – формирование трансграничного транспортно-логистического и производственно-торгового комплекса «Сухой порт» на стыке территории двух стран. Это похоже на опыт «Хоргоса» – существующей специальной экономической зоны (СЭЗ) на границе Казахстана и Китая, о которой уже писал журнал РЖД-Партнер.
Структуры Казахстана и Узбекистана лишь за 2017 год подписали коммерческие договора объемом более $ 1 млрд. Работают 4 общих торговых дома, реализующих продукты питания, химическую и нефтехимическую продукцию. Формируется торговый дом и в фармакологии. Автопром реализует совместный проект по продажам на внешний рынок. Запущено на двусторонней основе производство электромобилей.
В таких условиях будущего серьезного увеличения масштабов и номенклатуры торговли, идея сухого порта рассматривается широко. Он должен быть транспортно-перевалочным, складским центром, где идёт распределение и оптимизация потоков перевозок железнодорожным и автотранспортом вглубь территорий стран и за их внешние границы.
Но замысел его не ограничивается и этим, если ориентироваться на «Хоргос» в качестве аналога. Для стимулирования торговли и перевозок в СЭЗ внедряется практика таможенных льгот и упрощенного прохождения грузов. Используются налоговые льготы по законодательству Казахстана для СЭЗ в интересах инфраструктурных и производственных инвестиций. Землепользование бесплатно до 2035 года. Данные положения могут быть применены и для новой СЭЗ.
Но есть и риски проекта. При масштабных товаропотоках, таможенных операциях есть вероятность движения прохождения контрафакта, продукции ненадлежащего качества, нарушений в декларировании. Но эти возможные проблемы имеют свои пути решений. Они не могут быть останавливающим препятствием в кооперации стран.
Автор: Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.