+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2020 15:55:57
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Использование внешних скелетов в логистике – стратегия альтруистов

Экзо- и эргоскелеты – весьма экстравагантная тема, когда речь заходит о складской логистике и технологиях обработки товарных потоков современного склада в их общепринятом понимании.
Такие системы в России только трестируются, но не применяются в повседневных складских операциях, отмечает заместитель генерального директора компании «Ориентир» Анар Дамиров. Поскольку подавляющее большинство российских складов, РЦ и фулфилмент-центров – это специально построенные для таких целей современные индустриальные здания с большой рабочей высотой до потолка и ровными полами, технологически удобнее применять на них технику, построенную на колесном перемещении. По предварительным прогнозам аналитиков, лишь к концу 2024-го – началу 2025 года объем рынка промышленных экзоскелетов увеличится примерно на 120% и достигнет $8,3 млрд. Экзо- и эргоскелеты для бизнеса, в частности для улучшения условий труда, начали появляться лишь в 2018–2019 гг., поэтому эта область еще не развита настолько хорошо, как в ряде других стран.

Однако и в мире экзоскелеты тоже пока не нашли широкого применения. Чаще (но также весьма ограниченно) такие системы применяются в производственной логистике (тяжелое машиностроение, производство вооружения, авиастроение), где требуется перемещение тяжелых, но компактных деталей. В логистике экзоскелеты применяются на военных складах, в зонах обслуживания и оснащения боекомплектом военного транспорта, боевой авиации, железнодорожных вагонов.

Экзоскелеты пришли в логистику из медицины: изначально они применялись для повышения качества жизни и операционной автономности людей с ограниченными возможностями. Однако перспективы использования подобных систем для расширения возможностей при использовании вполне здоровыми людьми определили для них путь в складской логистике. В первую очередь речь идет о повышении грузоподъемности работника, скорости передвижения и формирования универсальности человека как элемента внутрискладской логистики, добавляет А. Дамиров.
Сегодня широко известны два вида экзоскелетов: пассивные и активные. Первые позволяют облегчать нагрузку на опорно-двигательный аппарат и незначительно повышать направленную силу через задействование биомеханической связки человеческой костно-мышечной системы и различного рода электро- и механических приводов. «Наиболее удобными для работы в складской логистике являются именно пассивные экзоскелеты, – рассказывает сооснователь ExoAtlet Екатерина Березий. – Это конструкции, которые для работы используют упругие элементы и не требуют источников питания. Кроме того, эти экзоскелеты можно оборудовать датчиками, которые будут передавать на пульт различные телеметрические данные, что позволит предприятию контролировать работу сотрудников и учитывать эффективность применения самих экзоскелетов».
Как рассказывает операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев, больше всего расходов появляется в процессе работы с грузом, которая на данный момент реализуется при помощи ручной обработки: гидравлических тележек, погрузчиков и штабелеров (90% всех операций на складах производится подобным образом). Использование гидравлических тележек как самого востребованного механизма для перемещения грузов возможно только при участии человека. И эта работа весьма травмоопасна и тяжела, поэтому пассивный экзоскелет мог бы значительно облегчить и обезопасить условия труда складского персонала, а также повысить его общую производительность.

Активные, особенно промышленные, экзоскелеты поначалу могли бы стать частичной, а затем и полной альтернативой, например, вилочным погрузчикам и привести к значительной оптимизации процесса, а возможно, и прямой экономии средств, так как их функциональность в отличие от пассивных экзоскелетов абсолютно иная. Однако М. Алексеев подчеркивает, что сегодня еще непонятно, насколько эффективно экзоскелеты смогут оптимизировать погрузо-разгрузочные работы, так как на данный момент их стоимость запредельно высока. Активные внешние скелеты намеренно призваны увеличить силу подъемного механизма рук или опорную силу ног в разы, но и по конструкции своей гораздо сложнее, а значит, и дороже. В российских реалиях низкооплачиваемого неквалифицированного труда окупить такие вложения практически невозможно: компании придется потрать на закупку и обслуживание техники больше, чем выйдет наем в 2 раза большего количества сотрудников.

Да и применение всех упомянутых систем весьма ограниченно, напоминает А. Дамиров. В первую очередь – габаритами поднимаемой грузовой единицы, ведь человек даже в экзоскелете должен быть способен обхватить или же стабильно захватить грузовую единицу. Кроме этого, даже если возможности экзоскелета позволят поднять большой груз (весом 50, 100, 200 кг и даже больше), отсутствие противовеса и значительное нарушение центра тяжести человека сделает работу с грузом крайне нестабильной.

Тем не менее директор по информационным технологиям, процессам и инновациям FM Logistic в России Дмитрий Федоров рассказал, что опыт транспортной компании в использовании данной технологии оказался скорее положительным. По заявленным характеристикам промышленный экзоскелет увеличивает выносливость оператора на 30%, а его использование снимает до 40% нагрузки со спины. Во время пробной эксплуатации экзоскелетов на складе операторы поднимали, перемещали и укладывали на паллеты коробки с бананами весом 20 кг, сетки с капустой по 15 кг, упаковки из бутылок по 18 кг, а также сетки с картофелем по 30 кг. Наиболее заметен эффект был при нагрузке 20–30 кг: вес практически не ощущался, что в значительной степени упростило процесс, а также позволило выполнить работу оперативнее. «Таким образом, для ряда наших операционных задач экзоскелет оказался оптимальным решением», – добавил Д. Федоров. Однако заметил, что при внедрении данной технологии компаниям нужно учитывать специфику ее использования, а также экономическую эффективность.

Наиболее продвинутые на сегодняшний день системы, где комбинированно применяется труд человека и работа техники, – это, например, комплекс с отбором вручную со стеллажей на автоматическую тележку, которая затем самостоятельно перемещается к конвейерам, сортерам или сразу в зону формирования готовых заказов, или система кранов-штабелеров с человеком на борту, где возможно перемещение комплектовщика на верхние уровни стеллажной системы (от 4 до 20 паллетных ярусов вверх).

«На мой взгляд, многим игрокам рынка складской логистики, осуществляющим, например, сортировку или даже простое паллетное хранение, тема экзоскелетов могла бы быть очень интересна. А логистическому цеху в целом активные и пассивные экзоскелеты могут помочь увеличить эффективность начально-конечных операций, что в итоге повлияет на себестоимость обработки условного килограмма груза», – подвел итог М. Алексеев. В целом пока эта технология остается скорее альтруистичной, чем экономически эффективной, и продолжает отвечать своим корням: сохранять здоровье человека, который ее использует. Однако в долгосрочной перспективе она вполне может выйти на уровень неотъемлемой части складского оборудования за счет оптимизации процесса работы с грузом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions