+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2020 15:55:57
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Использование внешних скелетов в логистике – стратегия альтруистов

Экзо- и эргоскелеты – весьма экстравагантная тема, когда речь заходит о складской логистике и технологиях обработки товарных потоков современного склада в их общепринятом понимании.
Такие системы в России только трестируются, но не применяются в повседневных складских операциях, отмечает заместитель генерального директора компании «Ориентир» Анар Дамиров. Поскольку подавляющее большинство российских складов, РЦ и фулфилмент-центров – это специально построенные для таких целей современные индустриальные здания с большой рабочей высотой до потолка и ровными полами, технологически удобнее применять на них технику, построенную на колесном перемещении. По предварительным прогнозам аналитиков, лишь к концу 2024-го – началу 2025 года объем рынка промышленных экзоскелетов увеличится примерно на 120% и достигнет $8,3 млрд. Экзо- и эргоскелеты для бизнеса, в частности для улучшения условий труда, начали появляться лишь в 2018–2019 гг., поэтому эта область еще не развита настолько хорошо, как в ряде других стран.

Однако и в мире экзоскелеты тоже пока не нашли широкого применения. Чаще (но также весьма ограниченно) такие системы применяются в производственной логистике (тяжелое машиностроение, производство вооружения, авиастроение), где требуется перемещение тяжелых, но компактных деталей. В логистике экзоскелеты применяются на военных складах, в зонах обслуживания и оснащения боекомплектом военного транспорта, боевой авиации, железнодорожных вагонов.

Экзоскелеты пришли в логистику из медицины: изначально они применялись для повышения качества жизни и операционной автономности людей с ограниченными возможностями. Однако перспективы использования подобных систем для расширения возможностей при использовании вполне здоровыми людьми определили для них путь в складской логистике. В первую очередь речь идет о повышении грузоподъемности работника, скорости передвижения и формирования универсальности человека как элемента внутрискладской логистики, добавляет А. Дамиров.
Сегодня широко известны два вида экзоскелетов: пассивные и активные. Первые позволяют облегчать нагрузку на опорно-двигательный аппарат и незначительно повышать направленную силу через задействование биомеханической связки человеческой костно-мышечной системы и различного рода электро- и механических приводов. «Наиболее удобными для работы в складской логистике являются именно пассивные экзоскелеты, – рассказывает сооснователь ExoAtlet Екатерина Березий. – Это конструкции, которые для работы используют упругие элементы и не требуют источников питания. Кроме того, эти экзоскелеты можно оборудовать датчиками, которые будут передавать на пульт различные телеметрические данные, что позволит предприятию контролировать работу сотрудников и учитывать эффективность применения самих экзоскелетов».
Как рассказывает операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев, больше всего расходов появляется в процессе работы с грузом, которая на данный момент реализуется при помощи ручной обработки: гидравлических тележек, погрузчиков и штабелеров (90% всех операций на складах производится подобным образом). Использование гидравлических тележек как самого востребованного механизма для перемещения грузов возможно только при участии человека. И эта работа весьма травмоопасна и тяжела, поэтому пассивный экзоскелет мог бы значительно облегчить и обезопасить условия труда складского персонала, а также повысить его общую производительность.

Активные, особенно промышленные, экзоскелеты поначалу могли бы стать частичной, а затем и полной альтернативой, например, вилочным погрузчикам и привести к значительной оптимизации процесса, а возможно, и прямой экономии средств, так как их функциональность в отличие от пассивных экзоскелетов абсолютно иная. Однако М. Алексеев подчеркивает, что сегодня еще непонятно, насколько эффективно экзоскелеты смогут оптимизировать погрузо-разгрузочные работы, так как на данный момент их стоимость запредельно высока. Активные внешние скелеты намеренно призваны увеличить силу подъемного механизма рук или опорную силу ног в разы, но и по конструкции своей гораздо сложнее, а значит, и дороже. В российских реалиях низкооплачиваемого неквалифицированного труда окупить такие вложения практически невозможно: компании придется потрать на закупку и обслуживание техники больше, чем выйдет наем в 2 раза большего количества сотрудников.

Да и применение всех упомянутых систем весьма ограниченно, напоминает А. Дамиров. В первую очередь – габаритами поднимаемой грузовой единицы, ведь человек даже в экзоскелете должен быть способен обхватить или же стабильно захватить грузовую единицу. Кроме этого, даже если возможности экзоскелета позволят поднять большой груз (весом 50, 100, 200 кг и даже больше), отсутствие противовеса и значительное нарушение центра тяжести человека сделает работу с грузом крайне нестабильной.

Тем не менее директор по информационным технологиям, процессам и инновациям FM Logistic в России Дмитрий Федоров рассказал, что опыт транспортной компании в использовании данной технологии оказался скорее положительным. По заявленным характеристикам промышленный экзоскелет увеличивает выносливость оператора на 30%, а его использование снимает до 40% нагрузки со спины. Во время пробной эксплуатации экзоскелетов на складе операторы поднимали, перемещали и укладывали на паллеты коробки с бананами весом 20 кг, сетки с капустой по 15 кг, упаковки из бутылок по 18 кг, а также сетки с картофелем по 30 кг. Наиболее заметен эффект был при нагрузке 20–30 кг: вес практически не ощущался, что в значительной степени упростило процесс, а также позволило выполнить работу оперативнее. «Таким образом, для ряда наших операционных задач экзоскелет оказался оптимальным решением», – добавил Д. Федоров. Однако заметил, что при внедрении данной технологии компаниям нужно учитывать специфику ее использования, а также экономическую эффективность.

Наиболее продвинутые на сегодняшний день системы, где комбинированно применяется труд человека и работа техники, – это, например, комплекс с отбором вручную со стеллажей на автоматическую тележку, которая затем самостоятельно перемещается к конвейерам, сортерам или сразу в зону формирования готовых заказов, или система кранов-штабелеров с человеком на борту, где возможно перемещение комплектовщика на верхние уровни стеллажной системы (от 4 до 20 паллетных ярусов вверх).

«На мой взгляд, многим игрокам рынка складской логистики, осуществляющим, например, сортировку или даже простое паллетное хранение, тема экзоскелетов могла бы быть очень интересна. А логистическому цеху в целом активные и пассивные экзоскелеты могут помочь увеличить эффективность начально-конечных операций, что в итоге повлияет на себестоимость обработки условного килограмма груза», – подвел итог М. Алексеев. В целом пока эта технология остается скорее альтруистичной, чем экономически эффективной, и продолжает отвечать своим корням: сохранять здоровье человека, который ее использует. Однако в долгосрочной перспективе она вполне может выйти на уровень неотъемлемой части складского оборудования за счет оптимизации процесса работы с грузом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions