+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.08.2023 09:27:19
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Для наращивания экспорта продовольствия нужна развитая инфраструктура

Конкурентоспособность российской сельхозпродукции на внешних рынках в немалой степени зависит от эффективной логистики.
Урожай обязывает

К 2030 году вывоз сельхозпродукции из РФ может возрасти на 30%, до 93,9 млн т, тогда как в 2022-м ее поставки на внешние рынки составили 72 млн т.
Предпосылки для увеличения объемов связаны с развитием отрасли. По данным Минсельхоза, в прошлом году достигнут рекорд по урожаю зерна – собрано 157,7 млн т. Максимальный показатель получен и по экспорту зерновых. В минувший сельскохозяйственный сезон (с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года) на внешние рынки направлено 60 млн т, в нынешний планируется экспортировать не менее 50-55 млн т.

Положительная динамика экспорта наблюдается не только по зерну, но и по растительному маслу, сое, жмыхам, другой сельхозпродукции. Ключевыми для сбыта остаются рынки Африки, кроме того, увеличивают импорт Турция, регионы Юго-Восточной Азии и страны СНГ. В 1,5 раза с начала года выросли поставки по железной дороге в Азербайджан и Киргизию, главным образом, благодаря отгрузкам пшеницы, кукурузы, ячменя.

Замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин заявил, что российский экспорт в страны БРИКС за 6 месяцев текущего года вырос почти на 80%. В первую очередь это обеспечено благодаря увеличению поставок растительных масел, мороженой рыбы, ракообразных и соевых бобов.

Сегодня сельхозпродукция демонстрирует высокую динамику в экспортных перевозках через порты. По данным РЖД, за январь-июнь в адрес морских терминалов отгружено 6,6 млн т зерна. Это в 2,7 раза превышает результат за аналогичный период 2022 года.

По-прежнему основной объем перевалки приходится на Азово-Черноморский бассейн, где расположены главные специализированные терминалы страны. Их возможности позволяют ежегодно перегружать примерно 57 млн т зерна, уточнил замглавы Росморречфлота Борис Ташимов, тогда как суммарные мощности всех российских портов по перевалке зерновых грузов составляют 75 млн т.

Конечно, увеличение отправок продукции АПК зависит от возможностей железнодорожных подходов к портам. Северо-Кавказская магистраль в настоящий момент работает с высокой степенью загрузки, в том числе по пассажирскому движению. Поэтому важно диверсифицировать экспортные направления. Такая возможность появляется, в том числе, с открытием новых перегрузочных мощностей на Балтике. Как ожидается, в этом году через северо-западные порты будет отправлено не менее 1,5-2 млн т агропродукции, а в недалекой перспективе – минимум 4 млн т ежегодно.

Аграрии хотят быть в приоритете

С начала года примерно на 13% выросли железнодорожные экспортные отправки сельхозпродукции на восток. Однако лимитирующих участков на Восточном полигоне много, и экспортерам следует задействовать альтернативные маршруты и логистические решения, советуют в РЖД.

Это, в первую очередь, все три ветви МТК «Север – Юг», по которым возможно направлять продукцию на перспективные рынки Ирана, Индии и Пакистана.

«У нас сегодня есть дополнительные ресурсы, свободные провозные мощности в перевозках в направлении Азербайджана и далее южнее, к портам Персидского залива. Как минимум, 1-2 поезда [в сутки] при наличии потребности в перевозках зерна мы готовы туда добавить. Готовы везти объемы в контейнерах и через восточную ветвь коридора «Север – Юг», договорились здесь по всем ценовым условиям с нашими коллегами из Казахстана, Ирана, Туркменистана», – сообщил первый замначальника ЦФТО Александр Хатьянов.

Однако в сегодняшнем виде МТК не способен существенно нарастить поставки агропродукции, утверждают отраслевые эксперты. Из недостатков этого канала экспорта – слабое состояние железных дорог Ирана, недостаточные мощности терминалов на Каспийском море. В настоящее время по МТК «Север – Юг» экспортируется лишь 7% сельскохозяйственных грузов из России. Для сравнения, через порты Азово-Черноморского бассейна – 57%, Северо-Запада – 22%.

Директор по GR Руспродсоюза Андрей Лихачев в числе основных проблем по международным транспортным сообщениям называет рост тарифов на перевозки, дефицит контейнерного оборудования, отсутствие приоритетности при перевозках продукции АПК.

Для их решения предлагается повысить приоритет аграрно-продовольственных грузов, развивать портовую инфраструктуру, снять барьеры на погранпереходах, в том числе перенеся контрольные мероприятия в пункты отправления или приемки грузов, а также увеличить долю китайского контейнерного парка и количество судозаходов китайских контейнерных линий.

Подробнее о логистике агропромышленного экспорта читайте в №15-16 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions