+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.06.2022 15:45:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Деконтейнеризация рынка: тоннаж судов сократился вдвое

Чуть более 102 млн т составил грузооборот портов Балтийского бассейна, это на 0,3% больше уровня прошлого года. Таковы итоги первых пяти месяцев 2022-го, по данным Ассоциации морских торговых портов.Однако контейнерооборот портов Балтийского бассейна за этот же период снизился на 31%, до 719,08 тыс. TEU. И, скорее всего, тренд на снижение сохранится, так как рынок испытывает острый дефицит как контейнеров, так и контейнеровозов.

Тренды морских линий

Главный тренд 2022 года – снижение контейнерооборота в портах Балтики. Спад превышает 27%, если сравнивать показатели за аналогичный период прошлого года. Порт перевалил 620,66 тыс. TEU. Для сравнения, порт Владивосток перевалил более 494 тыс.TEU, чуть менее чем на 2% больше уровня прошлого года. Алексей Кравченко, директор по продажам и развития бизнеса ФИТ, заявляет, что, по прогнозам, дальневосточные порты нарастят погрузку в 2022 году. Названа цифра в 35%.

Однако снижение контейнерооборота идет на фоне стабильного грузооборота. Участники рынка данный тренд объясняют деконтейнеризацией. Об этом заявлялось в том числе и на ежегодной международной конференции «Большой порт Санкт-Петербург: проблемы и перспективы в современных условиях».

«Крупнейшие игроки игроки уходят с рынка. Это привело к мельчанию игроков – средний тоннаж судов, заходящих в дальневосточные порты, сократился в два раза», – добавляет он.

Компании, которые намерены заменить крупнейших игроков, только выходят на российский рынок и поэтому нарабатывают маршруты и мощности. Одним из перспективных маршрутов названы как маршруты в обход России, так и развитие контейнерных сервисов внутри России, в том числе на Черном море. Однако развивать регулярные контейнерные перевозки в порты Балтики из Азии, например, ФИТ не намерен, говорит Алексей Кравченко.

«Чтобы сделать регулярную морскую линию из Китая в Петербург, нужно минимум шесть контейнеровозов. Но это – неэффективное использование ресурсов. Есть несколько других стран, к которым нужно прикладывать усилия», – объясняет он.

Железная дорога как спасение

О запросе рынка на экспорт и импорт, а также потенциале развития логистических решений с Европой говорят все участники рынка.

«Да, море закрыто. И с автотранспортировкой тоже есть сложности. Но железная дорога выручает», – говорит Алексей Кравченко.

«Через порт грузы не отправить, но экспортеры вывозят груз через сухопутный международный переход Брест – Малашевиче. Сейчас давать прогноз, как этот сервис будет реализовываться далее, сложно. Но в настоящий момент работает все хорошо», – добавляет директор филиала ПАО «ТрансКонтейнер» Дмитрий Мельничук.

Часть участников логистического рынка совершает грузоперевозки в хабы Северной Европы через Петербург и Москву. Однако заявки на перевозку груза по железнодорожной сети превышают объем инфраструктурных мощностей процентов на десять. Ограничения (как инфраструктурные, так и санкционные) заставляют участников рынка искать альтернативные маршруты.

Например, грузопотоки идут через третьи страны – Китай, Узбекистан и Турцию.

«Клиенты готовы работать по «кривым» схемам. Еще два месяца назад никто не хотел вести грузы с Северо-Запада в Европу через Турцию, а сейчас такие заявки есть», – признаются участники рынка.

Транспортный дисбаланс

Однако на рынке сформировался уникальный тренд: бизнес лавирует между контейнерным дефицитом и профицитом подвижного состава.

Первый образовался из-за того, что 70% контейнерного оборудования, используемого в России, принадлежат международным линиям. Из них 45% принадлежат компаниям, которые уже объявили о своем уходе, еще 26% – это замороженный парк, который в России есть, но использовать его нельзя, и лишь 29% всего контейнерного оборудования используется, так как оно принадлежит действующим компаниям.

Второй – профицит фитинговых платформ – появился не внезапно, к нему участники рынка готовились: в 2021 году парк нарастили на 25%, при этом погрузка на сеть выросла на 11%, в этом году, по прогнозам, парк вырастет еще на 5%.

«А роста погрузки не прогнозируется. Поэтому профицит фитинговых платформ есть и сохранится», – говорит Алексей Кравченко.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions