Курортный район с санаториями и лечебницами с источниками четырех видов лечебной воды и грязи на побережье Каспия славился еще при СССР – сейчас остались песчаные пляжи протяженностью около 10 км. В 300 млрд руб. оценили инвестиции в воссоздание курорта в августе этого года. Предусмотрено несколько этапов строительства, в 2023 году работы начнутся, прием первых гостей намечен на 2026 год, а окончательный ввод в эксплуатацию состоится по плану уже в 2030-м. Предусмотрено строительство бассейнов с подогревом, для этого используют потенциал термальных источников. Участники рынка заявляют, что наиболее выигрышной была бы турецкая модель со строительством на прибрежной линии нескольких крупных отелей.
Регион рассчитывает на помощь Минэкономразвития, потому что самостоятельно не в силах наполнить проект деньгами. Глава ведомства Максим Решетников подтвердил планы создания Каспийского прибрежного кластера и новых приграничных маршрутов для культурно-познавательного, этнографического, круизного и яхтенного туризма для всех стран Каспийской пятерки. В среднем между пятью странами Каспия в настоящее время осуществляется около 12 млн поездок в год, а в ближайшие годы поток удвоится, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
И этим планам суждено сбыться, только Дагестан в первые 9 месяцев 2022 года принял более 1,5 млн человек, об этом сообщает правительство республики. Для сравнения: за весь 2021 год регион принял чуть более 1 млн туристов.
Торговый оборот
Страны Каспийского региона уже сотрудничают, но теперь правительство России заявляет о переходе от традиционного торгового взаимодействия к выстраиванию единого экономического пространства. Только с Азербайджаном сотрудничает более 900 российских компаний из 70 регионов. Минэкономразвития видит потенциал наращивания взаимной торговли: импорт с учетом переориентации может вырасти на 85%, а экспорт в Азербайджан – на 81%.
В вопросах транспортной и логистической инфраструктуры приоритет – за развитием международного коридора Север – Юг, отмечает Минэкономразвития.
«В случае ликвидации узких мест инфраструктуры, модернизации пунктов пропуска, установления согласованной тарифной политики потенциальный объем грузоперевозок может увеличиться в 2 раза – с 14 до 25 млн т», – передает пресс-служба слова главы ведомства.
Созданию единого экономического пространства способствовать будет также интеграция с ЕАЭС, взаимные инвестиции и осуществление бесперебойных расчетов. Страны ставят также на развитие кооперационных проектов в регионах. В процессе реализации российско-азербайджанских проектов – строительства фармацевтического завода – обсуждают также возможность строительства судов на мощностях предприятий Астраханской области, строительства завода по производству полимерных стройматериалов при участии предприятия из Санкт-Петербурга.