+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2021 14:40:06
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

СПГ-рынок: риски и возможности

Последние 2 года на рынке СПГ выдались интересными как для продавцов, так и для покупателей. В 2020 году товар показал удивительную динамику цен, чем заставил аналитиков задуматься о том, в каком цикле он находится и кто главенствует на рынке. Летом 2020-го цены на СПГ упали до рекордно низких значений, но зимой того же года неожиданно взлетели. Это определенно показало, что рынок развивается, что он нестабильный и несформированный. Но в вопросе о том, в каком же цикле находится СПГ, эксперты разделились на три лагеря.
Нестандартный рынок СПГ

Спикеры, выступающие на 7-м Международном СПГ конгрессе «Россия-2021», в большинстве сошлись на том, что сегодня рынок принадлежит покупателю из-за переизбытка предложений. Но, ссылаясь на рекордно высокие цены зимой, ряд аналитиков предположили, что на самом деле преимущество уже на стороне продавцов.

«Низкие цены летом 2020 года были из-за нестандартной ситуации с пандемией, с ограничениями, а рекордно высокие зимние цены отразили реальное положение дел. Это значит, что нет агрессивной конкуренции со стороны производителей, всем хватит места на рынке. Другая, совершенно полярная точка зрения – в том, что СПГ в переизбытке, и аномальные цены рынок показал зимой, а летняя ситуация – это реальное положение, где слишком много производителей. Это значит, что произойдет очередное снижение объема производства СПГ и цены будут ниже. Третий лагерь экспертов говорит о том, что на самом деле не было аномалий, просто рынок стал сезонным. Это значит, что в ближайшем будущем можно наблюдать низкие цены летом и высокие цены зимой. По причине нехватки определенной инфраструктуры на рынках разных стран», – объяснила директор по исследования IHS Markit Анна Гальцова.

Дайске Харада, директор проекта Jogmec, упомянул, что их компания также ожидает колебания цен в будущем. Япония на сегодня остается одним из крупнейших импортеров СПГ и крайне осторожно относится к спотовой торговле. В частности, ситуация со взлетом и падением цен сильно насторожила японцев.

А. Гальцова отметила, что как бы ни разнились мнения экспертов, истина находится посередине.

«Наши аналитики склоняются к тому, что на рынке перепроизводство: предложений больше, чем спроса. Однако сезонность, скорее всего, будет наблюдаться в ближайшем будущем. На наш взгляд, рост цен зимой произошел из-за проблем на стороне предложений. В 2020 году была чрезвычайно низкая загрузка мощностей по СПГ в целом. Летом причина состояла в небольших ценах, и нагрузка уменьшалась, а осенью и зимой проблемы были на стороне технических сложностей – не удавалось производить столько, сколько требуется потребителю. В принципе, это были не фундаментальные проблемы, и мы не думаем, что они продлятся долго», – рассказала А. Гальцова.

Нехватка судов

В прошлом году также стало понятно, что мало просто организовать производство – необходимо грамотное выполнение всей цепи поставок СПГ. Требуется находить узкие места в процессе и незамедлительно их устранять. Так, из презентации главы отдела СПГ по спoтовым рынкам ICIS Energy Романа Казьмина стало понятно, что, помимо нехватки самого газа, не было и судов для его транспортировки.

«В настоящее время мы наблюдаем, что рынок СПГ требует наращивания транспортных мощностей, в частности, специализированных судов-газовозов. За 2020 год мировой флот СПГ вырос на 7%, и это в основном суда в Юго-Восточной Азии», – отметил Р. Казьмин.

Позиция России на рынке СПГ

СПГ в России занимает небольшую часть рынка. Сегодня поставки распределены равномерно между Европой и Азией, но удивительно то, что российский СПГ конкурирует с российским трубопроводным газом. Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе развитие СПГ в России важнее, чем курс на экспорт газа.

«Потому что рост СПГ-рынка – это вклад в технологии, в транспортную инфраструктуру, в строительство. Это связанная история, которая имеет большой потенциал, и здесь нельзя рассуждать только с точки зрения кратковременной выгоды. Что касается цены, то Россия находится в комфортной середине, это дает возможность дополнять товар новыми характеристиками», – считает А. Гальцова.

Участники конгресса отметили, что российский СПГ выгоднее отправлять на европейский рынок, несмотря на высокий спрос в Азии. Это связано с тем, что транспортировка товара в Европу значительно дешевле.

«Навигация по Северному морскому пути действует ограниченное количество времени. До тех пор, пока цены на азиатском рынке выше европейских, есть смысл поставлять российский СПГ в Азию. Если нет, то, к сожалению, экономической выгоды в этом мало. Такую ситуацию мы наблюдали в 2020 году: рекорды по ценам, большое количество груза, но суммарно по СМП может пройти не более 30%», – заключила А. Гальцова.

Развитие Северного морского пути в долгосрочной перспективе окажет ключевое влияние на экономическую эффективность экспорта в азиатские страны, но аналитики затрудняются ответить, насколько это реально.

7-й международный СПГ Конгресс «Россия-2021» – это экспертная площадка для диалога и поиска решений для развития одного из самых стратегически важных направлений в газовой индустрии – производства и становления рынка сжиженного природного газа. Ежегодно конгресс объединяет около 250 ключевых российских и зарубежных компаний, участвующих в строительстве крупно-, средне- и малотоннажных заводов по производству СПГ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions