+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2021 14:40:06
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

СПГ-рынок: риски и возможности

Последние 2 года на рынке СПГ выдались интересными как для продавцов, так и для покупателей. В 2020 году товар показал удивительную динамику цен, чем заставил аналитиков задуматься о том, в каком цикле он находится и кто главенствует на рынке. Летом 2020-го цены на СПГ упали до рекордно низких значений, но зимой того же года неожиданно взлетели. Это определенно показало, что рынок развивается, что он нестабильный и несформированный. Но в вопросе о том, в каком же цикле находится СПГ, эксперты разделились на три лагеря.
Нестандартный рынок СПГ

Спикеры, выступающие на 7-м Международном СПГ конгрессе «Россия-2021», в большинстве сошлись на том, что сегодня рынок принадлежит покупателю из-за переизбытка предложений. Но, ссылаясь на рекордно высокие цены зимой, ряд аналитиков предположили, что на самом деле преимущество уже на стороне продавцов.

«Низкие цены летом 2020 года были из-за нестандартной ситуации с пандемией, с ограничениями, а рекордно высокие зимние цены отразили реальное положение дел. Это значит, что нет агрессивной конкуренции со стороны производителей, всем хватит места на рынке. Другая, совершенно полярная точка зрения – в том, что СПГ в переизбытке, и аномальные цены рынок показал зимой, а летняя ситуация – это реальное положение, где слишком много производителей. Это значит, что произойдет очередное снижение объема производства СПГ и цены будут ниже. Третий лагерь экспертов говорит о том, что на самом деле не было аномалий, просто рынок стал сезонным. Это значит, что в ближайшем будущем можно наблюдать низкие цены летом и высокие цены зимой. По причине нехватки определенной инфраструктуры на рынках разных стран», – объяснила директор по исследования IHS Markit Анна Гальцова.

Дайске Харада, директор проекта Jogmec, упомянул, что их компания также ожидает колебания цен в будущем. Япония на сегодня остается одним из крупнейших импортеров СПГ и крайне осторожно относится к спотовой торговле. В частности, ситуация со взлетом и падением цен сильно насторожила японцев.

А. Гальцова отметила, что как бы ни разнились мнения экспертов, истина находится посередине.

«Наши аналитики склоняются к тому, что на рынке перепроизводство: предложений больше, чем спроса. Однако сезонность, скорее всего, будет наблюдаться в ближайшем будущем. На наш взгляд, рост цен зимой произошел из-за проблем на стороне предложений. В 2020 году была чрезвычайно низкая загрузка мощностей по СПГ в целом. Летом причина состояла в небольших ценах, и нагрузка уменьшалась, а осенью и зимой проблемы были на стороне технических сложностей – не удавалось производить столько, сколько требуется потребителю. В принципе, это были не фундаментальные проблемы, и мы не думаем, что они продлятся долго», – рассказала А. Гальцова.

Нехватка судов

В прошлом году также стало понятно, что мало просто организовать производство – необходимо грамотное выполнение всей цепи поставок СПГ. Требуется находить узкие места в процессе и незамедлительно их устранять. Так, из презентации главы отдела СПГ по спoтовым рынкам ICIS Energy Романа Казьмина стало понятно, что, помимо нехватки самого газа, не было и судов для его транспортировки.

«В настоящее время мы наблюдаем, что рынок СПГ требует наращивания транспортных мощностей, в частности, специализированных судов-газовозов. За 2020 год мировой флот СПГ вырос на 7%, и это в основном суда в Юго-Восточной Азии», – отметил Р. Казьмин.

Позиция России на рынке СПГ

СПГ в России занимает небольшую часть рынка. Сегодня поставки распределены равномерно между Европой и Азией, но удивительно то, что российский СПГ конкурирует с российским трубопроводным газом. Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе развитие СПГ в России важнее, чем курс на экспорт газа.

«Потому что рост СПГ-рынка – это вклад в технологии, в транспортную инфраструктуру, в строительство. Это связанная история, которая имеет большой потенциал, и здесь нельзя рассуждать только с точки зрения кратковременной выгоды. Что касается цены, то Россия находится в комфортной середине, это дает возможность дополнять товар новыми характеристиками», – считает А. Гальцова.

Участники конгресса отметили, что российский СПГ выгоднее отправлять на европейский рынок, несмотря на высокий спрос в Азии. Это связано с тем, что транспортировка товара в Европу значительно дешевле.

«Навигация по Северному морскому пути действует ограниченное количество времени. До тех пор, пока цены на азиатском рынке выше европейских, есть смысл поставлять российский СПГ в Азию. Если нет, то, к сожалению, экономической выгоды в этом мало. Такую ситуацию мы наблюдали в 2020 году: рекорды по ценам, большое количество груза, но суммарно по СМП может пройти не более 30%», – заключила А. Гальцова.

Развитие Северного морского пути в долгосрочной перспективе окажет ключевое влияние на экономическую эффективность экспорта в азиатские страны, но аналитики затрудняются ответить, насколько это реально.

7-й международный СПГ Конгресс «Россия-2021» – это экспертная площадка для диалога и поиска решений для развития одного из самых стратегически важных направлений в газовой индустрии – производства и становления рынка сжиженного природного газа. Ежегодно конгресс объединяет около 250 ключевых российских и зарубежных компаний, участвующих в строительстве крупно-, средне- и малотоннажных заводов по производству СПГ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions