+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2021 12:24:04
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Обзор рынка перевозок лесных грузов за 1-е полугодие 2021 г.: рост благодаря увеличению спроса на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию

По данным аналитического центра «ТрансЛес», в 1-м полугодии 2021 г. железнодорожные перевозки лесных грузов по многим номенклатурам увеличились благодаря росту спроса на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В результате общий объем погрузки леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, за указанный период увеличился на 3 % до 22,6 млн т год к году. Остановимся подробнее на факторах, повлиявших на внутренние и экспортные направления перевозок.
Внутренние перевозки

Основным драйвером роста внутренних перевозок, который составил 6 % до 10,6 млн т, стали перевозки необработанной древесины для нужд российских перерабатывающих предприятий: было перевезено 10,2 млн т, рост год к году на 7%, в том числе перевозки:

- пиловочника — увеличились на 4 % до 2,9 млн т;

- фанерного кряжа — выросли на 24 % до 2 млн т;

- леса для производства древесных плит — увеличились на 41 % до 1,4 млн т;

- балансовой древесины — снизились на 6% до 3,7 млн т из-за увеличения объема перевозок по воде.

Рост обусловлен увеличением потребности российских предприятий в сырье для производства готовой продукции. Так, за указанный период год к году увеличилось производство:

- пиломатериалов — на 3 %;

- фанеры — на 15 %;

- ДСП — на 30 %;

- ДВП — на 26 %.

Приведенная выше статистика подтверждает высокую конъюнктуру рынка в 1-м полугодии 2021 г., значительная динамика роста в том числе обусловлена эффектом низкой базы прошлого года. Положительную роль играют результаты реализации политики государства по увеличению производства продукции с высокой степенью переработки и развитию несырьевого экспорта.

Экспортные перевозки

Экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов в 1-м полугодии 2021 г. остались практически на уровне прошлого года и составили 12 млн т.

Основное влияние на экспортные объемы оказали перевозки в восточном направлении: ограничения на сухопутных пограничных переходах из-за дополнительного санитарного контроля со стороны КНР и конкуренция с другими видами грузов за пропускную способность железнодорожной инфраструктуры не позволили полностью реализовать российский экспортный потенциал. Грузоотправители находились в поисках альтернативных рынков сбыта и направлений перевозок, что привело к перераспределению грузопотоков. Так, поставки в порты Дальнего Востока выросли на 28 % и составили 1 млн т.

За указанный период было перевезено 7,1 млн т пиломатериалов, что на 6 % ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Одним из объективных факторов, повлиявших на снижение объемов, стала нехватка иностранной рабочей силы на предприятиях по производству этого вида лесной продукции.

Несмотря на то, что перевозки круглого леса выросли на 13 % до 4,9 млн т, экспорт пиломатериалов сохранил доминирующие позиции и практически вполовину превысил объем экспортированной необработанной древесины. Её основными получателями стали Китай (2,6 млн т, рост на 18%) и Финляндия (1,9 млн т, рост на 6 % год к году).

Мировая рыночная конъюнктура

В 1-м полугодии 2021 г. сложилась хорошая конъюнктура как для российского, так и для мирового рынка, которая характеризовалась высоким спросом и уровнем цен на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. В ближайшей перспективе положительная динамика спроса на продукцию лесопромышленного комплекса в мире сохранится, однако возможна ценовая коррекция. Одним из факторов станет усиление конкуренции за поставки пиломатериалов в США на фоне высокой конъюнктуры и быстрое насыщение этого рынка.

Ещё один фактором, который может оказать влияние на рынок, станет введение Евросоюзом антидемпинговых пошлин для российских производителей фанеры. Они начали действовать с середины июня и сейчас составляют 15,9 % от стоимости за кубометр продукции. До конца этого года будет решаться вопрос о действии пошлин в течение последующих трех лет.

Продолжает усиливаться межстрановая конкуренция в поставках леса и пиломатериалов в Китай, который остается крупнейшим мировым импортером. По данным китайской таможенной статистики, при общем росте поставок лесопродукции в КНР на 13 % доля России снизилась на 6 п. п. до 22 %. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины. Не поступающие из России объемы Китай замещает за счет других стран-экспортеров. Так, поставки из Новой Зеландии и Германии выросли на 6 п. п. до 22 % и 15 % соответственно.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions