+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.05.2021 13:04:29
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Мировой рынок нефтепродуктов: что влияет на цены – пандемия, ОПЕК+ или переход на зеленые технологии?

Ограниченная мобильность в условиях локдауна значительно снизила спрос на нефтепродукты, заявил Дэвид Файф, главный экономист компании Argus, на 13-й Международной конференции «Рынок нефтепродуктов». В обзоре макроэкономической ситуации эксперт рассказал, как на нефтяных котировках сказываются планы по спасению экономики и как на них влияют вакцинация и планы ЕС по отказу от производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Цены на нефть: вакцинация и ослабление доллара

На прошлой неделе впервые с марта 2021 года нефть эталонного сорта Brent выросла в цене до $70 за баррель. Д. Файф аккуратно связывает рост сырьевых котировок не только с неравномерным, но все-таки восстановлением мирового спроса на топливо, но и с вакцинацией, правда, такой же неравномерной. «Мы еще не полностью вышли из пандемии. В Индии, Бразилии, Сингапуре уровень заболеваемости растет. И уровень смертности тоже. Но если США продолжат вакцинацию на сегодняшнем уровне, то уже к июлю 2021 года в этой стране будет достигнут коллективный иммунитет. В Евросоюзе, учитывая нынешние темпы вакцинации, это может произойти к концу 2021-го. И если индийцы не ускорят темпы вакцинации, то период создания коллективного иммунитета может уйти за горизонт 2023 года», – сказал он

Процесс создания коллективного иммунитета неминуемо скажется на картине роста восстановления рынка, утверждает эксперт. В доказательство этого вывода Д. Файф приводит статистику: в Индии в I квартале 2021 года кривая потребления бензина росла, но в апреле внутренние продажи нефтепродуктов упали на 75%. Причиной эксперт называет рост заболеваемости и повышение уровня смертности. «В апреле упала личная мобильность индийцев – они стали реже выезжать из дома, а это значит, снизились и продажи нефтепродуктов. И вряд ли этот показатель восстановится в ближайшее время», – рассуждает он.

Между тем в апреле, когда в Индии упал спрос на нефтепродукты, во всем остальном мире цены на нефть поползли вверх. Впрочем, цены растут и на металл, и на сельскохозяйственную продукцию. Экономисты констатируют появление признаков восстановления экономики. «В апреле был предпринят еще один толчок к восстановлению экономики – за последние месяцы американский доллар несколько ослаб. Мировой рынок воспринял это как сигнал», – рассказывает Д. Файф.

План спасения экономики

Только в марте новая администрация США одобрила очередной пакет мер для стимулирования экономики. Из выделенных $1,9 трлн около $400 млрд будут затрачены на борьбу с пандемией коронавируса, а более $500 млн уйдут на стимулирование экономики. $1 трлн планируется направить на оказание помощи населению.

«В США мы видим беспрецедентное денежное стимулирование экономики. Администрация Джо Байдена уже одобрила план спасения экономики, предусматривающий выделение $3 трлн с начала года. Разработан план инфраструктурных преобразований, он предусматривает $2,7 трлн, его планируют одобрить уже в I полугодии. Все это, конечно, способствует подвижкам в экономике США, но этот «прилив» отразится и на других регионах мира. Он может прибавить до 1% к ВВП других экономик уже в 2022 году», – рассуждает Д. Файф.

В апреле Международный валютный фонд представил доклад о перспективах развития мировой экономики, в котором дан прогноз по темпам роста ВВП США. В 2021 году он достигнет 6,4%, а в 2022-м – 3,5%. В этом же докладе заявлялось об увеличении темпов роста ВВП Китая. По оценкам фонда, ВВП в 2021 году составит 8,4%, а в 2022 году – 5,6%.

«Сильный спрос в Китае имеет серьезный вес в мировой нефтяной экономике. В 2020 году темпы роста составили порядка 9%, а в 2021 году Китай поддерживает такие же высокие уровни спроса на ресурсы. Все это влияет на инфляционные процессы – идет перезапуск производства, производственный сектор не может не ощущать повышенных инфляционных ожиданий. Индекс производственного комплекса подтверждает: он ежемесячно растет до 1,5%. Очевидно, мировой рынок опасается роста цен», – рассказывает Д. Файф.

Согласно прогнозу цены ожидания по котировке Argus North Sea Dated (в его основе лежат цены на пять сортов нефти: «Брент», «Фортиз», «Осеберг», «Экофиск» и «Тролль»), в 2021 году цена на нефть будет зафиксирована на отметке в $65. «На 2022 и 2023 гг. мы с очень большой осторожностью даем прогноз на повышение цены. Основной посыл – спрос на нефтепродукты восстановится и будет расти. Но этот рост будет равен менее чем половине того, что мировой рынок потерял за 2020 год, то есть это будет 5,6 млн баррелей в сутки. Вряд ли спрос в полном объеме восстановится в 2021-м. Мы ждем, что это произойдет в конце 2022 года или даже в начале 2023-го», – признается эксперт.

Зеленая экономика

Европа планирует полностью запретить производство автомобилей, работающих от двигателя внутреннего сгорания, уже к 2030–2040 гг. «Это значит, что пик спроса на нефть будет достигнут уже в 2030-м. Но мы не прогнозируем резкий обвал рынка после. Уверен, спрос не исчезнет в одночасье. Мы ожидаем, что и в 2040 году спрос на нефтепродукты по-прежнему будет на уровне в 90 млн баррелей в сутки, это совокупный спрос уровня 2015 года. Такую динамику будут обеспечивать страны АТР и страны с развивающейся экономикой», – прогнозирует главный экономист компании Argus.

Эксперт объясняет, что восстановление мировой экономики после пандемии идет неравномерно. Америка и Китай имеют высокий темп восстановления экономики, на эти цели затрачено около 20% ВВП. Но в развивающихся странах на восстановление экономики тратят меньше, а это значит, говорит Д. Файф,  что восстановление может затянуться до 2024 года включительно. «В странах с развивающейся экономикой используется для генерации $1 в ВВП нефти в 2–4 раза больше, и соответственно там ниже и спрос на нефть и ВВП», – сказал он.

Есть и более прямой фактор: мировая экономика до сих пор испытывает проблемы в транспортной сфере. В частности, пассажиропоток на воздушном транспорте не восстановится и в 2021 году. Более того, эксперт прогнозирует, что он не будет восстановлен до 2023-го. А это значит, во всем мире не восстановится спрос на авиакеросин. «В Китае несмотря на активное восстановление экономики и рост спроса на автомобили, пассажироперевозки составляют менее 50% до пандемийного уровня. Поэтому даже в странах с развитой экономикой пассажирские транспортировки в полном объеме пока не восстановились», – резюмирует Д. Файф.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions