+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.05.2021 13:04:29
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Мировой рынок нефтепродуктов: что влияет на цены – пандемия, ОПЕК+ или переход на зеленые технологии?

Ограниченная мобильность в условиях локдауна значительно снизила спрос на нефтепродукты, заявил Дэвид Файф, главный экономист компании Argus, на 13-й Международной конференции «Рынок нефтепродуктов». В обзоре макроэкономической ситуации эксперт рассказал, как на нефтяных котировках сказываются планы по спасению экономики и как на них влияют вакцинация и планы ЕС по отказу от производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Цены на нефть: вакцинация и ослабление доллара

На прошлой неделе впервые с марта 2021 года нефть эталонного сорта Brent выросла в цене до $70 за баррель. Д. Файф аккуратно связывает рост сырьевых котировок не только с неравномерным, но все-таки восстановлением мирового спроса на топливо, но и с вакцинацией, правда, такой же неравномерной. «Мы еще не полностью вышли из пандемии. В Индии, Бразилии, Сингапуре уровень заболеваемости растет. И уровень смертности тоже. Но если США продолжат вакцинацию на сегодняшнем уровне, то уже к июлю 2021 года в этой стране будет достигнут коллективный иммунитет. В Евросоюзе, учитывая нынешние темпы вакцинации, это может произойти к концу 2021-го. И если индийцы не ускорят темпы вакцинации, то период создания коллективного иммунитета может уйти за горизонт 2023 года», – сказал он

Процесс создания коллективного иммунитета неминуемо скажется на картине роста восстановления рынка, утверждает эксперт. В доказательство этого вывода Д. Файф приводит статистику: в Индии в I квартале 2021 года кривая потребления бензина росла, но в апреле внутренние продажи нефтепродуктов упали на 75%. Причиной эксперт называет рост заболеваемости и повышение уровня смертности. «В апреле упала личная мобильность индийцев – они стали реже выезжать из дома, а это значит, снизились и продажи нефтепродуктов. И вряд ли этот показатель восстановится в ближайшее время», – рассуждает он.

Между тем в апреле, когда в Индии упал спрос на нефтепродукты, во всем остальном мире цены на нефть поползли вверх. Впрочем, цены растут и на металл, и на сельскохозяйственную продукцию. Экономисты констатируют появление признаков восстановления экономики. «В апреле был предпринят еще один толчок к восстановлению экономики – за последние месяцы американский доллар несколько ослаб. Мировой рынок воспринял это как сигнал», – рассказывает Д. Файф.

План спасения экономики

Только в марте новая администрация США одобрила очередной пакет мер для стимулирования экономики. Из выделенных $1,9 трлн около $400 млрд будут затрачены на борьбу с пандемией коронавируса, а более $500 млн уйдут на стимулирование экономики. $1 трлн планируется направить на оказание помощи населению.

«В США мы видим беспрецедентное денежное стимулирование экономики. Администрация Джо Байдена уже одобрила план спасения экономики, предусматривающий выделение $3 трлн с начала года. Разработан план инфраструктурных преобразований, он предусматривает $2,7 трлн, его планируют одобрить уже в I полугодии. Все это, конечно, способствует подвижкам в экономике США, но этот «прилив» отразится и на других регионах мира. Он может прибавить до 1% к ВВП других экономик уже в 2022 году», – рассуждает Д. Файф.

В апреле Международный валютный фонд представил доклад о перспективах развития мировой экономики, в котором дан прогноз по темпам роста ВВП США. В 2021 году он достигнет 6,4%, а в 2022-м – 3,5%. В этом же докладе заявлялось об увеличении темпов роста ВВП Китая. По оценкам фонда, ВВП в 2021 году составит 8,4%, а в 2022 году – 5,6%.

«Сильный спрос в Китае имеет серьезный вес в мировой нефтяной экономике. В 2020 году темпы роста составили порядка 9%, а в 2021 году Китай поддерживает такие же высокие уровни спроса на ресурсы. Все это влияет на инфляционные процессы – идет перезапуск производства, производственный сектор не может не ощущать повышенных инфляционных ожиданий. Индекс производственного комплекса подтверждает: он ежемесячно растет до 1,5%. Очевидно, мировой рынок опасается роста цен», – рассказывает Д. Файф.

Согласно прогнозу цены ожидания по котировке Argus North Sea Dated (в его основе лежат цены на пять сортов нефти: «Брент», «Фортиз», «Осеберг», «Экофиск» и «Тролль»), в 2021 году цена на нефть будет зафиксирована на отметке в $65. «На 2022 и 2023 гг. мы с очень большой осторожностью даем прогноз на повышение цены. Основной посыл – спрос на нефтепродукты восстановится и будет расти. Но этот рост будет равен менее чем половине того, что мировой рынок потерял за 2020 год, то есть это будет 5,6 млн баррелей в сутки. Вряд ли спрос в полном объеме восстановится в 2021-м. Мы ждем, что это произойдет в конце 2022 года или даже в начале 2023-го», – признается эксперт.

Зеленая экономика

Европа планирует полностью запретить производство автомобилей, работающих от двигателя внутреннего сгорания, уже к 2030–2040 гг. «Это значит, что пик спроса на нефть будет достигнут уже в 2030-м. Но мы не прогнозируем резкий обвал рынка после. Уверен, спрос не исчезнет в одночасье. Мы ожидаем, что и в 2040 году спрос на нефтепродукты по-прежнему будет на уровне в 90 млн баррелей в сутки, это совокупный спрос уровня 2015 года. Такую динамику будут обеспечивать страны АТР и страны с развивающейся экономикой», – прогнозирует главный экономист компании Argus.

Эксперт объясняет, что восстановление мировой экономики после пандемии идет неравномерно. Америка и Китай имеют высокий темп восстановления экономики, на эти цели затрачено около 20% ВВП. Но в развивающихся странах на восстановление экономики тратят меньше, а это значит, говорит Д. Файф,  что восстановление может затянуться до 2024 года включительно. «В странах с развивающейся экономикой используется для генерации $1 в ВВП нефти в 2–4 раза больше, и соответственно там ниже и спрос на нефть и ВВП», – сказал он.

Есть и более прямой фактор: мировая экономика до сих пор испытывает проблемы в транспортной сфере. В частности, пассажиропоток на воздушном транспорте не восстановится и в 2021 году. Более того, эксперт прогнозирует, что он не будет восстановлен до 2023-го. А это значит, во всем мире не восстановится спрос на авиакеросин. «В Китае несмотря на активное восстановление экономики и рост спроса на автомобили, пассажироперевозки составляют менее 50% до пандемийного уровня. Поэтому даже в странах с развитой экономикой пассажирские транспортировки в полном объеме пока не восстановились», – резюмирует Д. Файф.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions