Авиакомпания потеряет деньги, но нужно понимать, что все проблемы авиакомпании – это проблемы пассажиров. Авиакомпания – это лишь сервис, который выполняет перевозки, продает билеты и т. д. А крайним все равно окажется пассажир и налогоплательщик.
Во-первых, проблема в том, что информация о бронированиях на рейсы российских авиакомпаний, как внутренних, так и международных, хранится не только в России, а еще и у провайдеров этих услуг за рубежом. То есть локализовать ее в России полностью не получится, даже если провайдеры услуг согласятся поставить сервисные центры в стране.
Во-вторых, я не слышал, чтобы GDS (Глобальная дистрибьюторская система, англ. – Global Distribution System. – Прим. авт.) всерьез рассматривала возможность развертывания сервисных центров в России. Россия – это всего лишь 2–3% от мирового рынка авиаперевозок, и для прихоти российского законодателя никто не будет даже дергаться
Что касается авиационных альянсов, пока они отлично взаимодействуют. Отсутствие взаимодействия с партнерами по альянсу – это всего лишь одна из экстерналий перехода на российские аналоги. Но даже российские системы не могут хранить всю информацию о пассажирах в России. Если вы покупаете билет у любого иностранного агента на внутренний рейс, ваша информация все равно будет храниться у кучи провайдеров, IT-сервисов, в том числе за рубежом. Покупка билета – это цепочка, в которой участвует одна или несколько глобальных систем бронирования, агент, у каждого из которых свои провайдеры IT-сервисов, которые могут хранить и дублировать данные где угодно.
То есть это многоступенчатый процесс, который невозможно локализовать внутри одной страны. Поэтому так или иначе какая-то часть данных все равно будет храниться за рубежом.
Если мы столкнемся с тем, что иностранные поставщики IT-услуг и глобальные системы бронирования GDS, система управления доходами не захотят локализовывать хранимую информацию в России, выход только один – переходить на российский софт. Но надо понимать, что любой переход на другую IT-систему – долгая и очень недешевая процедура, грозящая кучей проблем в процессе внедрения.
И нужно понимать, что функционал того софта, который производится в России, далеко не идеал. Тот факт, что три крупнейшие российские авиакомпании – группа «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии», на которые приходится примерно 70% перевозок российских пассажиров, – сидят на иностранных провайдерах, означает, что пока они выбирают именно их.
Есть в России система «Сирена-Трэвел», это действительно неплохая система, на которой сидит четвертый по величине перевозчик – Utair – и еще какая-то часть авиакомпаний. Однако она не дает всего того функционала, который требуется авиакомпаниям, но она существует в конкурентном поле. Если вывести всех конкурентов, ее владелец мигом потеряет интерес к развитию продукта.