+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.10.2015 17:47:15
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

«Трансаэро» сложило крылья

Эпопея с «Трансаэро» продолжается. Ситуация каждый день меняется. РЖД-Партнер постарался изучить происходящее на рынке пассажирских авиаперевозок и узнать у отраслевых аналитиков, что будет дальше.

Как «Аэрофлоту» не достался банкрот
Напомним, что 1 сентября 2015 года было объявлено о слиянии двух авиагигантов – «Аэрофлота» и «Трансаэро» – и создании единой крупнейшей авиационной группы в России. На момент объявления о сделке «Трансаэро» находилось в тяжелом финансовом положении: чистый долг компании в I квартале текущего года достиг 67,6 млрд руб. Это фактически означало либо последующее введение внешнего управления, либо банкротство. В результате был найден компромиссный вариант. «Данное слияние нужно не «Аэрофлоту», а правительству, которое хочет избежать социальных проблем. Кто-то должен взять на себя ответственность за пассажиров, у которых на руках билеты «Трансаэро», за 11 тыс. квалифицированных сотрудников и т. д.», – констатировал исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Казалось, что таким образом государство решило одну из насущных проблем в авиационной отрасли. Однако уже в конце месяца стало ясно, что «Аэрофлот» может быть не в состоянии спасти «Трансаэро». Первого октября в правительстве было принято решение о банкротстве последнего. В конце прошлой недели национальный перевозчик предупредил всех держателей билетов на регулярные рейсы «Трансаэро», что со вторника их будут возить разные компании. Судьба чартеров для туристов, которые уже заплатили 4,5 млрд руб., решится на этой неделе.
В итоге правительство приняло решение не спасать за счет «Аэрофлота» компанию «Трансаэро» и объявить ее банкротом, так как в текущих экономических условиях ее бизнес-модель в любом случае не способна приносить прибыль.


«Аэрофлот» отказался от приобретения компании «Трансаэро», которую ждет процедура банкротства. Это позитивная новость для «Аэрофлота», поскольку из-за отмены сделки у него появляется хорошая возможность для роста и захвата рыночной доли «Трансаэро», а также для улучшения собственного финансового положения», – говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.


По словам участников рынка, в то время как все задаются вопросом, кому какие доли рынка достанутся после ухода с него «Трансаэро», неплохо было бы поинтересоваться, кто и на что будет обновлять парк, чтобы обслуживать бывшие маршруты перевозчика. Ведь ни для кого не секрет, что именно у этой компании самый старый флот. Однако ответ на данный вопрос лежит на поверхности. Напомним, что в течение 2015–2016 гг. «Аэрофлот» получит 70 новых самолетов, что увеличит мощность перевозчика, по расчетам экспертов, еще на 23%. «Это позволит «Аэрофлоту» дополнительно перевезти 10 млн пассажиров, причем порядка половины из них придут из «Трансаэро». Мы ожидаем 15%-ного роста пассажирооборота, до 113 млрд пасс.-км, и 3%-ного роста рублевых ставок на кресло-километр в 2016 году», – комментирует аналитик Газпромбанка.

Перевозчик под замену
Сначала вместе с другими ведущими авиакомпаниями («ЮТэйр», «Сибирь») «Аэрофлот» своими силами осуществит перевозку пассажиров «Трансаэро», уже купивших билеты как на внутренние, так и на международные направления до 15 декабря 2015 года. Всем, у кого на руках оказались билеты с вылетом 15 декабря и позже, гарантирован возврат денег. Для «Аэрофлота» это не сулит больших расходов: к указанной дате будет обеспечена перевозка 95% из примерно 600 тыс. пассажиров «Трансаэро», которому грозит банкротство.
Сегодня обладатели билетов «Трансаэро» должны сверяться с расписанием полетов за день-два до вылета. Тех, у кого билеты были до 5 октября, перевозил только «Аэрофлот», затем возможны замены перевозчика: в конце прошлой недели были сформированы суточные планы по рейсам на 6–7 октября. Информация в режиме «плюс 2 дня» будет ежедневно обновляться на сайтах авиакомпаний и на их страничках в социальных сетях, уточнил РБК представитель «Аэрофлота».
«Аэрофлот» был заинтересован завершить для себя историю с «Трансаэро», не дожидаясь декабря. Так, за несколько часов до пятничного объявления гендиректор авиакомпании Виталий Савельев заявлял, что перевозки пассажиров «Трансаэро» на международных рейсах продлятся до 5 октября, на внутрироссийских – до 15 октября, а владельцам билетов на более поздние даты должны были вернуть деньги.
Продажа билетов «Трансаэро» уже прекращена: в четверг, 1 октября, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что Росавиация направила компании уведомление о прекращении продажи билетов на регулярные рейсы. Вечером того же дня крупнейшие поисковики авиабилетов – Aviasales, OneTwoTrip и др. – остановили продажи на рейсы «Трансаэро».
В воскресенье, 4 октября, «Аэрофлот» направил в Минтранс просьбу о проведении совещания с участием представителей «Трансаэро», туроператора «Библио Глобус», Ростуризма и Ассоциации туроператоров России (АТОР) для обсуждения оперативных планов по перевозке туристов.

Пассажир в пролете
По словам менеджмента «Аэрофлота», компания потратила в сентябре 5 млрд руб. на осуществление рейсов, запланированных «Трансаэро». Сегодня же национальный перевозчик сообщил, что билеты «Трансаэро» RT (туда-обратно) с началом перевозки до 15 декабря 2015 года и окончанием после 15 декабря будут аннулированы наряду со всеми бронированиями, перевозка по которым осуществляется после 15.12.2015 г. «Переоформление обратной даты вылета на более раннюю не допускается, так как продажа билетов полностью прекращена», – пояснили в «Аэрофлоте».
Пассажиры с оформленными билетами с датой вылета до 15 декабря и возвращением после 15 декабря могут оформить возврат денежных средств в полном объеме. Возврат осуществляется по месту приобретения билетов.
Если билеты покупались у туроператоров в рамках туристического пакета, необходимо обратиться в туристическую компанию, которая осуществила продажу продукта.
В АТОР отмечают, что опасаются роста цен, однако отраслевые аналитики полагают, что того, как санация «Трансаэро» отразится на ценах, не знает никто. «Я скажу только одно: демпинга и экономически необоснованных цен, которыми в последнее время грешило «Трансаэро», больше не будет», – заявлял ранее заместитель генерального директора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский.


По прогнозу М. Галенина, тарифы на авиаперевозки будут расти, что плохо для пассажиров, но хорошо для авиакомпаний, рентабельность которых может увеличиться.
«Трансаэро» устанавливало самые низкие тарифы по многим направлениям, вынуждая других перевозчиков работать в условиях весьма низкой рентабельности. Так, рентабельность по EBITDAR «Аэрофлота» в 2015 году ожидается на уровне 19% против среднего мирового значения в 25%», – рассуждает эксперт.


Наконец, не только «Аэрофлот», но и другие авиаперевозчики смогут увеличить рыночную долю. По оценке М. Галенина, у «Аэрофлота» она вырастет с текущих 37% до 45–50%, у «ЮТэйр» достигнет 10%, а «Сибирь» станет второй по величине авиакомпанией с долей на отечественном рынке в 12%.
Пассажирооборот на российском рынке авиаперевозок по итогам 8 месяцев 2015-го держится на уровне прошлого года. Многие эксперты уже давно отмечают избыток провозных емкостей. «После того как «Трансаэро» прекратит свою деятельность, избыток мощностей исчезнет, в результате чего рынок станет более стабильным», – заключает М. Галенин.
Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions