Напомним, что сегодня лидирующую позицию на рынке авиаперевозок занимает группа Аэрофлот, при этом всего 10 крупнейших авиакомпаний России выполняют более 80% авиаперевозок. Одними из основных тенденций развития структуры этого рынка продолжают оставаться укрупнение и консолидация авиакомпаний. Последние годы в РФ шел активный процесс обновления парка, сопровождаемый вытеснением с рынка перевозок неэффективных игроков. Однако на фоне текущей экономической ситуации (снижение ВВП, увеличение издержек, нестабильность курса валют) на рынке России может наблюдаться, скорее, переизбыток провозных емкостей, что повлечет за собой отказы авиакомпаний от поставок новых самолетов. Вместе с тем, при грамотном управлении, кризисное время может стать для авиакомпаний отправным пунктом для мобилизации внутренних ресурсов и внедрения новых идей и бизнес-моделей.
«Снижение мировых цен на нефть повлекло за собой падение рубля и, как следствие, удорожание стоимости топлива для российских авиакомпаний при заправке за границей, что сказывается на изменении себестоимости перевозок. С другой стороны, ослабление рубля приводит к некоторому ослаблению покупательской способности населения и снижению объема перевозок. Все это, в свою очередь, также негативно влияет на конкурентные позиции и стабильность российских авиакомпаний, особенно по сравнению с иностранными», - комментируют эксперты ОАК.
Татьяна Симонова