– Диксон – один из самых северных и маленьких аэропортов на арктической территории Российской Федерации, это единственное круглогодичное средство доставки грузов и перевозки людей в одноименный поселок. Аэропорт жизненно важен для населения, так как дорог нет, а навигация возможна только 2 месяца в году.
На протяжении длительного времени аэропорт не получал должного финансирования. Здание аэровокзала 1956 года постройки, капитальный ремонт которого не производился с 1970-х гг., находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Инфраструктура была изношена более чем на 90%, производственные здания и сооружения были в аварийном состоянии. Спецтехника тоже была изношена на 90%, ощущался постоянный дефицит техники и запасных частей, и лишь энтузиазм работников позволял сохранять ее в эксплуатационном состоянии. Много лет не проводилась профессиональная подготовка и обучение сотрудников.
Восстановить аэропорт силами региона было нереальной задачей.
В мае 2018 года аэропорт Диксон вошел в состав ФКП «Аэропорты Красноярья», и уже в короткий срок летней навигации в аэропорт было доставлено 5 ед. спецтехники и контейнеры с товарно-материальными ценностями на зимний период. На сегодняшний день аэропорт Диксон на 100% обеспечен спецавтотранспортом для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов.
За это время была проведена колоссальная работа: восстановлен кадровый потенциал, налажена поставка спецодежды, запасных частей и прочих товарно-материальных ценностей, необходимых в производственном процессе, начата работа по восстановлению взлетно-посадочной полосы (ВПП) и производственных зданий и сооружений.
В 2020 году ФКП «Аэропорты Красноярья» реализовало долгожданный проект. В филиале аэропорт Диксон было смонтировано и введено в эксплуатацию блок-модульное двухэтажное служебно-пассажирское здание аэровокзала.
– С какими вызовами пришлось столкнуться в процессе восстановления инфраструктуры аэропорта Диксон?
– Первые сложности нас ожидали уже на этапе доставки спецтехники и комплектующих для новых блок-модульных зданий и плит для восстановления взлетно-посадочной полосы (ВПП). Все снабжение Диксона за короткое арктическое лето (с июля по сентябрь) идет по Енисею. Причал на острове Диксон находится в полуразрушенном состоянии, поэтому нужно было организовать разгрузку так, чтобы не пострадал ни причал, ни груз. Для этого привлекались суда с аппарелью и краном и использовалось вспомогательное судно. Каждую доставку можно сравнить с военной операцией, где нужно многое продумать и предусмотреть.
В 2020 году пандемия COVID-19 поставила под угрозу исполнение контракта по монтажу здания аэровокзала. Однако нам удалось в полном объеме реализовать один из сложных проектов по восстановлению инфраструктуры в труднодоступном и удаленном районе Арктической зоны.
– Каково техническое состояние других аэропортов и посадочных площадок, находящихся в ведении «Аэропортов Красноярья»? Требуется ли им такая же тотальная реконструкция?
– В 2012 году на этапе создания ФКП «Аэропорты Красноярья» нам в оперативное управление передали пять филиалов: аэропорты Северо-Енисейск, Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Мотыгино, Кодинск. Там многое приходилось восстанавливать с нуля.
В мае 2018 года в ведение ФКП «Аэропорты Красноярья» был передан аэропорт Диксон, а через год еще пять аэропортов – Тура, Байкит, Ванавара, Енисейск, Хатанга – с изрядно изношенной инфраструктурой. Работа началась моментально, уже в первую навигацию во все филиалы были направлены необходимая спецтехника и товарно-материальные ценности. Для восстановления инфраструктуры этих аэропортов потребуется не один год. Совместно с Росавиацией разработана программа, которая рассчитана как минимум на 10 лет. В первую очередь силы будут брошены на восстановление инфраструктуры, отвечающей за безопасность полетов. Но уже сегодня все филиалы на 100% обеспечены спецавтотранспортом, практически везде уже есть плиты ПАГ-14 для начала производства работ по восстановлению ВПП аэродромов, доставлены, а в некоторых филиалах даже и смонтированы новые производственные блок-модульные здания (аэровокзалы, гаражи, административно-хозяйственные помещения и др.).
Планов на самом деле очень много. Из ближайших хотелось бы остановиться на сложном проекте 2021 года по возведению нового блок-модульного здания аэровокзала в Хатанге. Аэропорт расположен практически в черте населенного пункта, работает в суровых климатических условиях с не менее сложной, чем в Диксоне, логистикой. Само здание аэровокзала было приобретено и доставлено на хранение в Хатангу в 2020 году.
– С какими сложностями сталкивается гражданская авиация и аэропорты в Сибири в целом?
– Основные сложности, с которыми мы постоянно сталкиваемся, – это суровые климатические условия, которые определяют очень короткий строительно-монтажный сезон, сложная, непродолжительная и дорогостоящая навигация и постоянный дефицит кадров.
– Какие меры государственной поддержки или шаги со стороны бизнес-сообщества, на Ваш взгляд, позволили бы улучшить ситуацию с гражданским авиасообщением в Сибири?
– Прежде всего реализация программы поддержки региональной авиации с масштабной заменой парка самолетов небольших авиакомпаний, в основном это устаревшие Ан-24 и Ан-26.
– Каковы дальнейшие планы по восстановлению и развитию сети аэропортов и посадочных площадок?
– Главная цель при восстановлении инфраструктуры аэропортов – создать максимально комфортные и безопасные условия для пассажиров. Но это невозможно сделать за год и даже за два. Сложная и дорогостоящая логистика и суровые климатические условия определяют непродолжительный период для проведения работ, поэтому восстанавливать инфраструктуру аэропортов приходится частями.
Уже сейчас в каждом из наших филиалов вы сможете наблюдать разительные перемены, сделанные для обеспечения нормальной работы авиации в столь суровых климатических условиях. Впереди еще очень много работы, но также много нового и интересного.
Здание аэровокзала Диксон до и после обновления, архив ФКП
* Полную версию интервью читайте в № 24 журнала РЖД-Партнер.
Беседовала Юлия Чернышевская