+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2020 17:01:00
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Авиа-Золушки: как преображаются северные аэропорты

Два года назад в СМИ самый северный гражданский аэропорт страны, Диксон, обозвали самым жутким за неприглядное убранство и устаревшее оснащение. РЖД-Партнер узнал, как изменилась жизнь аэропорта за прошедшее время и с какими сложностями сталкивается северная авиация сегодня, из первых рук – об этом нам рассказала генеральный директор ФКП «Аэропорты Красноярья» Юлия Логачева.
Авиа-Золушки: как преображаются северные аэропорты
– Юлия Леонидовна, в Вашем ведении самый северный гражданский аэропорт страны – Диксон. Два года назад в СМИ его, к сожалению, называли еще и самым жутким. Как изменился аэропорт в последние годы?
– Диксон – один из самых северных и маленьких аэропортов на арктической территории Российской Федерации, это единственное кругло­годичное средство доставки грузов и перевозки людей в одноименный поселок. Аэропорт жизненно важен для населения, так как дорог нет, а навигация возможна только 2 месяца в году.

На протяжении длительного времени аэропорт не получал должного финансирования. Здание аэровокзала 1956 года постройки, капитальный ремонт которого не производился с 1970-х гг., находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Инфраструктура была изношена более чем на 90%, производственные здания и сооружения были в аварийном состоянии. Спецтехника тоже была изношена на 90%, ощущался постоянный дефицит техники и запасных частей, и лишь энтузиазм работников позволял сохранять ее в эксплуатационном состоянии. Много лет не проводилась профессиональная подготовка и обучение сотрудников.

Восстановить аэропорт силами региона было нереальной задачей.

В мае 2018 года аэропорт Диксон вошел в состав ФКП «Аэропорты Красноярья», и уже в короткий срок летней навигации в аэропорт было доставлено 5 ед. спецтехники и контейнеры с товарно-материальными ценностями на зимний период. На сегодняшний день аэропорт Диксон на 100% обеспечен спецавтотранспортом для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов.

За это время была проведена колоссальная работа: восстановлен кадровый потенциал, налажена поставка спецодежды, запасных частей и прочих товарно-материальных ценностей, необходимых в производственном процессе, начата работа по восстановлению взлетно-посадочной полосы (ВПП) и производственных зданий и сооружений.

В 2020 году ФКП «Аэропорты Красноярья» реализовало долгожданный проект. В филиале аэропорт Диксон было смонтировано и введено в эксплуатацию блок-модульное двухэтажное служебно-пассажирское здание аэровокзала.

– С какими вызовами пришлось столкнуться в процессе восстановления инфраструктуры аэропорта Диксон?
– Первые сложности нас ожидали уже на этапе доставки спецтехники и комплектующих для новых блок-модульных зданий и плит для восстановления взлетно-посадочной полосы (ВПП). Все снабжение Диксона за короткое арктическое лето (с июля по сентябрь) идет по Енисею. Причал на острове Диксон находится в полуразрушенном состоянии, поэтому нужно было организовать разгрузку так, чтобы не пострадал ни причал, ни груз. Для этого привлекались суда с аппарелью и краном и использовалось вспомогательное судно. Каждую доставку можно сравнить с военной операцией, где нужно многое продумать и предусмотреть.

В 2020 году пандемия COVID-19 поставила под угрозу исполнение контракта по монтажу здания аэровокзала. Однако нам удалось в полном объеме реализовать один из сложных проектов по восстановлению инфраструктуры в труднодоступном и удаленном районе Арктической зоны.

– Каково техническое состояние других аэропортов и посадочных площадок, находящихся в ведении «Аэропортов Красноярья»? Требуется ли им такая же тотальная реконструкция?
– В 2012 году на этапе создания ФКП «Аэропорты Красноярья» нам в оперативное управление передали пять филиалов: аэропорты Северо-Енисейск, Туруханск, Подкаменная Тунгус­ка, Мотыгино, Кодинск. Там многое приходилось восстанавливать с нуля.

В мае 2018 года в ведение ФКП «Аэропорты Красноярья» был передан аэропорт Диксон, а через год еще пять аэропортов – Тура, Байкит, Ванавара, Енисейск, Хатанга – с изрядно изношенной инфраструктурой. Работа началась моментально, уже в первую навигацию во все филиалы были направлены необходимая спецтехника и товарно-материальные ценности. Для восстановления инфраструктуры этих аэропортов потребуется не один год. Совместно с Росавиацией разработана программа, которая рассчитана как минимум на 10 лет. В первую очередь силы будут брошены на восстановление инфраструктуры, отвечающей за безопасность полетов. Но уже сегодня все филиалы на 100% обеспечены спецавтотранспортом, практически везде уже есть плиты ПАГ-14 для начала производства работ по восстановлению ВПП аэродромов, доставлены, а в некоторых филиалах даже и смонтированы новые производственные блок-модульные здания (аэровокзалы, гаражи, административно-хозяйст­венные помещения и др.).

Планов на самом деле очень много. Из ближайших хотелось бы остановиться на сложном проекте 2021 года по возведению нового блок-модульного здания аэровокзала в Хатанге. Аэропорт расположен практически в черте населенного пункта, работает в суровых климатических условиях с не менее сложной, чем в Диксоне, логистикой. Само здание аэровокзала было приобретено и доставлено на хранение в Хатангу в 2020 году.

– С какими сложностями сталкивается гражданская авиация и аэропорты в Сибири в целом?
– Основные сложности, с которыми мы постоянно сталкиваемся, – это суровые климатические условия, которые определяют очень короткий строительно-монтажный сезон, сложная, непродолжительная и дорогостоящая навигация и постоянный дефицит кадров.
  
– Какие меры государственной поддержки или шаги со стороны бизнес-сообщества, на Ваш взгляд, позволили бы улучшить ситуацию с гражданским авиасообщением в Сибири?
– Прежде всего реализация программы поддержки региональной авиации с масштабной заменой парка самолетов небольших авиакомпаний, в основном это устаревшие Ан-24 и Ан-26.

– Каковы дальнейшие планы по восстановлению и развитию сети аэропортов и посадочных площадок?
– Главная цель при восстановлении инфраструктуры аэропортов – создать максимально комфортные и безопасные условия для пассажиров. Но это невозможно сделать за год и даже за два. Сложная и дорогостоящая логистика и суровые климатические условия определяют непродолжительный период для проведения работ, поэтому восстанавливать инфраструктуру аэропортов приходится частями.
Уже сейчас в каждом из наших филиалов вы сможете наблюдать разительные перемены, сделанные для обеспечения нормальной работы авиации в столь суровых климатических условиях. Впереди еще очень много работы, но также много нового и интересного.

Диксон здание аэровокзала старое.JPG

здание аэровокзала Диксон новое.jpeg

Здание аэровокзала Диксон до и после обновления, архив ФКП

Полную версию интервью читайте в № 24 журнала РЖД-Партнер.

Беседовала Юлия Чернышевская


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions