Сейчас распространенным в мире механизмом является более либеральный – режим открытого неба. Страны – участницы ЕАЭС до сих пор пользуются архаичной системой, считая, что таким образом смогут защитить своих авиаперевозчиков от российских. Подобный подход обязывает участников договора сохранять паритет провозных мощностей. Это означает, что российские авиаперевозчики должны предоставить ровно столько же пассажирских мест, сколько и авиакомпании союзного государства. Однако мировой опыт показывает, что такая мера неэффективна.
Некоторые участники рынка считают, что угрозы со стороны Душанбе об очередной блокировке воздушного пространства продиктованы желанием повысить продажи национальных авиакомпаний.
«Полагаю, что Душанбе пользуется таким предлогом, чтобы временно обеспечить дополнительными провозными мощностями национальные авиакомпании. Реакция таджикских властей говорит о желании нарастить свою долю в авиасообщении между двумя странами. Однако по правилам действующего соглашения Россия и Таджикистан должны делить пассажирское авиасообщение между своими перевозчиками поровну. Считаю, что причина задержки «Ямала» не связана с отсутствием должной глубины продаж. Спрос на авиаперевозки летом стабильно высокий, например, в Турцию. Поэтому «Ямал» ищет повод отсрочить старт этого направления до конца сезона», – рассуждает эксперт Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов Леонид Кошелев.
Пресс-служба авиакомпании «Ямал» не смогла дать оперативный комментарий. До открытия «Жуковского», ставшего начальной причиной конфликта, в Таджикистан из «Внуково» летала «Ютэйр», со стороны Таджикистана – Tajik Air и Somon Air из «Домодедово». Сейчас из Жуковского летают в Таджикистан российские «Уральские авиалинии» и Tajik Air. За 9 месяцев 2016 года Россию посетило 362 618 граждан Таджикистана с туристическими целями, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2015-го. Турпоток в обратном направлении – из России в Таджикистан вырос на 15% – до 86 133 человек.