+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.02.2021 16:14:19
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

В 2021 году участники рынка авиаперевозок надеются на увеличение грузооборота

По итогам 2020 года, в отличие от резкого сокращения пассажирооборота российских авиакомпаний на 52,5% (до 153,5 млрд пасс.-км), грузооборот, по данным Росавиации, сократился по году на 3,7% (до 7,3 млрд пасс.-км), процент коммерческой загрузки – на 8,3%. При этом объем перевезенных грузов и почты вырос на 2,3%. Несмотря на последствия пандемии и как следствие – сокращение спроса, прибыли и персонала авиакомпаний, перевозчики все же оптимистично смотрят в будущее.
Переобуться в полете

В начале пандемии на авиационном рынке была полная неопределенность – никто не понимал, как долго запрет на полеты пассажирских рейсов будет продолжаться. В то же время из-за возросшего спроса на перевозку средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые закупались в огромных количествах и отправлялись целыми грузовыми чартерами, возник значительный дефицит емкостей. В этот период заработали грузовые авиакомпании, которые быстро смогли переоборудовать пассажирские суда под перевозку грузов и согласовать полеты.

Грузовые воздушные перевозки весь последний год стимулировались ростом производства, размещением заказов на электронную торговлю и выпуском новых вакцин от COVID-19, говорит ведущий менеджер по авиаперевозкам ГК «Аривист» Анна Ремизова.

«Значительное увеличение пропускной способности специализированных грузовых судов и коэффициентов использования в этом году не смогло устранить нехватку воздушных перевозок, хотя в последние 8 месяцев 2020 года она постепенно улучшалась. В апреле и мае грузоподъемность была на 40% ниже, чем в 2019-м, и сократилась на четверть в сентябре», – сказала А. Ремизова.

Несмотря на переход на грузовую работу номенклатура у большинства авиакомпаний не изменилась. В 2020 году воздушный транспорт активно использовался в большей степени для перевозок отдельных товарных групп. Среди них – СИЗ, медицинская техника и лекарства. Импортеры дорогостоящих товаров сохранили прежние объемы доставок авиатранспортом.

Грузовые ограничения

Наибольшее среди пятерки крупнейших компаний проседание по показателям – у «Аэрофлота» (снижение на 21%). При этом, по данным авиакомпании, грузооборот вырос на внутренних линиях, в отличие от международных направлений.

«Основное снижение связано с полной остановкой регулярных международных рейсов и значительное ограничение полетной программы на внутренних линиях в связи с режимом самоизоляции и ограничениями на передвижения по России. В III и IV кварталах внутреннее авиасообщение показало значительное восстановление объемных показателей, а в международном сегменте были возобновлены полеты по ряду линий, включая пункты Турции, ОАЭ, Мальдив, Египта, Беларуси, Казахстана, Киргизии и ряда других стран, однако в целом международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным. В IV квартале влияние пандемии на авиакомпании дополнило сезонное снижение спроса», – комментируют в пресс-службе «Аэрофлота».

Грузооборот «дочки» «Аэрофлота» – авиакомпании «Россия» – снизился на 7,4%. С нового года она приступила к эксплуатации Superjet 100. Согласно новой стратегии, «Россия» станет ведущим эксплуатантом самолетов отечественного производства. К концу года в парке авиакомпании будет 66 самолетов Superjet 100.

«На снижении показателей по грузообороту и объему перевезенных грузов и почты сказалось в первую очередь сокращение частоты выполняемых рейсов в период эпидемиологических ограничений. Номенклатура перевозимых грузов изменилась только в части грузовых чартерных рейсов: осуществлялась перевозка так называемых «COVID-грузов» – средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования и т. д. Также на типы провозимых грузов повлияло стремительное развитие онлайн-торговли: коронавирус стимулировал рост спроса на логистику под e-commerce», – отмечает представитель компании.

При этом лоукостер «Победа» на фоне тяжелейшего в истории мировой авиации кризиса сумела добиться положительного финансового результата, заработав 1,4 млрд руб. чистой прибыли. Эти результаты для авиации стали возможны даже с учетом полной приостановки производственной деятельности «Победы» в апреле – мае 2020 года и неполучения финансовой поддержки.

«ИрАэро» по итогам прошлого года уменьшила грузооборот на 36,9%. Объясняя такую динамику, в компании сообщили, что еще в 2019-м в парке авиакомпании были воздушные суда Boeing 777. Они эксплуатировались на маршрутах большой протяженности – из европейской части России на Дальний Восток и в Китай. Кроме пассажироперевозок, эти самолеты также доставляли грузы. «Именно они (за счет преодоленных километров) вносили свою лепту в грузооборот. В конце 2019 года были переданы лизингодателю, именно поэтому в следующем, 2020 году мы имеем ощутимый спад грузооборота», – комментирует Н. Бессонов. При этом номенклатура грузов не изменилась: это по-прежнему грузы и почта в труднодоступные и удаленные населенные пункты Сибири и Дальнего Востока.

Значительный рост грузооборота в прошлом году демонстрируют такие авиаперевозчики, как «АТРАН», «Волга-Днепр», «Абакан Эйр», «Северный ветер» и «Роял флайт».

При этом стоит отметить, что на фоне общего снижения грузооборота в прошлом году вырос объем перевезенных грузов и почты в целом по гражданской авиации вырос на 2,3% (с 1,147 млн до 1,174 млн т).

Электронный разворот

Развитие электронной коммерции стало одной из тенденций прошлого года. На протяжении последних лет сектор электронной коммерции успешно развивался, однако именно в 2020 году отмечается небывалый рост онлайн-покупок на фоне развития пандемии, появления дополнительного спроса на товары для работы из дома, развития онлайн-решений ритейлеров и улучшения пользовательского опыта. Помимо этого, личная безопасность становится приоритетом, и покупатели предпочитают отказываться от посещения обычных магазинов в пользу онлайн-шопинга.

Грузовые перевозчики группы «Волга-Днепр» (группа) – авиакомпания AirBridgeCargo (АВС) и авиакомпания «АТРАН» – сумели в 3 раза нарастить объемы перевезенных грузов для электронной коммерции за 9 месяцев прошлого года.

«Пандемия послужила толчком для еще более стремительного развития сектора электронной коммерции, и всем стейкхолдерам пришлось очень быстро адаптироваться в быстро меняющейся ситуации. Совместно с другими перевозчиками группы мы предложили нашим заказчикам новый продукт в виде долгосрочных чартерных программ, которые гарантируют наличие емкостей и высокое качество предоставляемых услуг в такое непростое время. Понимая, что электронная коммерция неразрывно связана с digital-взаимодействием с заказчиками, мы значительно улучшили отдельные направления, чтобы сформировать удобную и интуитивно понятную коммуникационную среду», – говорит генеральный директор АВС Николай Глушнев.

Развитие электронной коммерции в авиаотрасли затронуло такие направления, как развитие IТ-хаба, улучшение инструмента онлайн-бронирования для облегчения процесса бронирования грузов в условиях работы из дома с моментальным подтверждением, обновление онлайн-сервисов по расписанию и отслеживанию статуса груза и доработка автоматической рассылки обновлений при изменении расписания в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Светлые прогнозы

В этом году крупные авиакомпании продолжат перевод пассажирских судов на грузовые. По оценке А. Ремизовой, банкротства авиакомпаний в этом году неизбежны, и вся отрасль – не только авиаперевозчики – нуждается в финансовой поддержке, и гораздо большей, чем уже оказывается правительствами стран.

Вакцины от COVID-19 обещают долгожданное восстановление, но пройдут месяцы, прежде чем эффект вакцинации начнет отражаться на спросе на авиаперевозки. В первые месяцы 2021 года объемы трафика продолжат оставаться на 50–60% ниже уровня 2019-го, а за весь год ожидается 5,64 млн рейсов, что соответствует половине от рейсов в докризисном году. В более долгосрочной перспективе наиболее реалистичным выглядит сценарий восстановления европейского рынка к 2024–2025 гг.

Представитель аэропорта Храброво (Калининград) в качестве мер поддержки авиаотрасли видит стимуляцию авиакомпаний к выполнению чартерных грузовых перевозок и усовершенствование таможенного законодательства.

Также ранее стало известно, что правительство РФ планирует выделить 5 млрд руб. на субсидирование авиаперелетов для жителей Дальнего Востока. Кроме того, министр транспорта РФ Виталий Савельев завил о возможности создания в России новых компаний-лоукостеров.

На этом фоне эксперты отрасли говорят о том, что в связи с падением пассажиропотока и обострившейся конкуренцией увеличения цены на авиабилеты для пассажиров пока происходить не будет. В этом году авиакомпании постараются компенсировать свои убытки, и рост цен будет наблюдаться на тех направлениях, где высокий спрос. Сейчас же ситуация с емкостями и тарифами стабилизировалась, на многих направлениях уже появилось пассажирское или чартерное авиасообщение под грузовые перевозки.

«В текущей ситуации давать долгосрочные прогнозы сложно, однако я думаю, что небольшой рост объема грузоперевозок возможен – прежде всего из-за растущего спроса на доставку вакцин от COVID-19», – говорит руководитель отдела авиаперевозок логистической компании «Даксер» Наталия Шувалова.

К росту объемов авиаперевозок может также привести увеличение активности торговли на онлайн-платформах, но коснется это, скорее, только грузопотоков курьерских служб или крупных игроков данного рынка, имеющих собственный парк самолетов.

Полную версию материала читайте в № 3–4 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions