+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.02.2021 16:14:19
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

В 2021 году участники рынка авиаперевозок надеются на увеличение грузооборота

По итогам 2020 года, в отличие от резкого сокращения пассажирооборота российских авиакомпаний на 52,5% (до 153,5 млрд пасс.-км), грузооборот, по данным Росавиации, сократился по году на 3,7% (до 7,3 млрд пасс.-км), процент коммерческой загрузки – на 8,3%. При этом объем перевезенных грузов и почты вырос на 2,3%. Несмотря на последствия пандемии и как следствие – сокращение спроса, прибыли и персонала авиакомпаний, перевозчики все же оптимистично смотрят в будущее.
Переобуться в полете

В начале пандемии на авиационном рынке была полная неопределенность – никто не понимал, как долго запрет на полеты пассажирских рейсов будет продолжаться. В то же время из-за возросшего спроса на перевозку средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые закупались в огромных количествах и отправлялись целыми грузовыми чартерами, возник значительный дефицит емкостей. В этот период заработали грузовые авиакомпании, которые быстро смогли переоборудовать пассажирские суда под перевозку грузов и согласовать полеты.

Грузовые воздушные перевозки весь последний год стимулировались ростом производства, размещением заказов на электронную торговлю и выпуском новых вакцин от COVID-19, говорит ведущий менеджер по авиаперевозкам ГК «Аривист» Анна Ремизова.

«Значительное увеличение пропускной способности специализированных грузовых судов и коэффициентов использования в этом году не смогло устранить нехватку воздушных перевозок, хотя в последние 8 месяцев 2020 года она постепенно улучшалась. В апреле и мае грузоподъемность была на 40% ниже, чем в 2019-м, и сократилась на четверть в сентябре», – сказала А. Ремизова.

Несмотря на переход на грузовую работу номенклатура у большинства авиакомпаний не изменилась. В 2020 году воздушный транспорт активно использовался в большей степени для перевозок отдельных товарных групп. Среди них – СИЗ, медицинская техника и лекарства. Импортеры дорогостоящих товаров сохранили прежние объемы доставок авиатранспортом.

Грузовые ограничения

Наибольшее среди пятерки крупнейших компаний проседание по показателям – у «Аэрофлота» (снижение на 21%). При этом, по данным авиакомпании, грузооборот вырос на внутренних линиях, в отличие от международных направлений.

«Основное снижение связано с полной остановкой регулярных международных рейсов и значительное ограничение полетной программы на внутренних линиях в связи с режимом самоизоляции и ограничениями на передвижения по России. В III и IV кварталах внутреннее авиасообщение показало значительное восстановление объемных показателей, а в международном сегменте были возобновлены полеты по ряду линий, включая пункты Турции, ОАЭ, Мальдив, Египта, Беларуси, Казахстана, Киргизии и ряда других стран, однако в целом международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным. В IV квартале влияние пандемии на авиакомпании дополнило сезонное снижение спроса», – комментируют в пресс-службе «Аэрофлота».

Грузооборот «дочки» «Аэрофлота» – авиакомпании «Россия» – снизился на 7,4%. С нового года она приступила к эксплуатации Superjet 100. Согласно новой стратегии, «Россия» станет ведущим эксплуатантом самолетов отечественного производства. К концу года в парке авиакомпании будет 66 самолетов Superjet 100.

«На снижении показателей по грузообороту и объему перевезенных грузов и почты сказалось в первую очередь сокращение частоты выполняемых рейсов в период эпидемиологических ограничений. Номенклатура перевозимых грузов изменилась только в части грузовых чартерных рейсов: осуществлялась перевозка так называемых «COVID-грузов» – средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования и т. д. Также на типы провозимых грузов повлияло стремительное развитие онлайн-торговли: коронавирус стимулировал рост спроса на логистику под e-commerce», – отмечает представитель компании.

При этом лоукостер «Победа» на фоне тяжелейшего в истории мировой авиации кризиса сумела добиться положительного финансового результата, заработав 1,4 млрд руб. чистой прибыли. Эти результаты для авиации стали возможны даже с учетом полной приостановки производственной деятельности «Победы» в апреле – мае 2020 года и неполучения финансовой поддержки.

«ИрАэро» по итогам прошлого года уменьшила грузооборот на 36,9%. Объясняя такую динамику, в компании сообщили, что еще в 2019-м в парке авиакомпании были воздушные суда Boeing 777. Они эксплуатировались на маршрутах большой протяженности – из европейской части России на Дальний Восток и в Китай. Кроме пассажироперевозок, эти самолеты также доставляли грузы. «Именно они (за счет преодоленных километров) вносили свою лепту в грузооборот. В конце 2019 года были переданы лизингодателю, именно поэтому в следующем, 2020 году мы имеем ощутимый спад грузооборота», – комментирует Н. Бессонов. При этом номенклатура грузов не изменилась: это по-прежнему грузы и почта в труднодоступные и удаленные населенные пункты Сибири и Дальнего Востока.

Значительный рост грузооборота в прошлом году демонстрируют такие авиаперевозчики, как «АТРАН», «Волга-Днепр», «Абакан Эйр», «Северный ветер» и «Роял флайт».

При этом стоит отметить, что на фоне общего снижения грузооборота в прошлом году вырос объем перевезенных грузов и почты в целом по гражданской авиации вырос на 2,3% (с 1,147 млн до 1,174 млн т).

Электронный разворот

Развитие электронной коммерции стало одной из тенденций прошлого года. На протяжении последних лет сектор электронной коммерции успешно развивался, однако именно в 2020 году отмечается небывалый рост онлайн-покупок на фоне развития пандемии, появления дополнительного спроса на товары для работы из дома, развития онлайн-решений ритейлеров и улучшения пользовательского опыта. Помимо этого, личная безопасность становится приоритетом, и покупатели предпочитают отказываться от посещения обычных магазинов в пользу онлайн-шопинга.

Грузовые перевозчики группы «Волга-Днепр» (группа) – авиакомпания AirBridgeCargo (АВС) и авиакомпания «АТРАН» – сумели в 3 раза нарастить объемы перевезенных грузов для электронной коммерции за 9 месяцев прошлого года.

«Пандемия послужила толчком для еще более стремительного развития сектора электронной коммерции, и всем стейкхолдерам пришлось очень быстро адаптироваться в быстро меняющейся ситуации. Совместно с другими перевозчиками группы мы предложили нашим заказчикам новый продукт в виде долгосрочных чартерных программ, которые гарантируют наличие емкостей и высокое качество предоставляемых услуг в такое непростое время. Понимая, что электронная коммерция неразрывно связана с digital-взаимодействием с заказчиками, мы значительно улучшили отдельные направления, чтобы сформировать удобную и интуитивно понятную коммуникационную среду», – говорит генеральный директор АВС Николай Глушнев.

Развитие электронной коммерции в авиаотрасли затронуло такие направления, как развитие IТ-хаба, улучшение инструмента онлайн-бронирования для облегчения процесса бронирования грузов в условиях работы из дома с моментальным подтверждением, обновление онлайн-сервисов по расписанию и отслеживанию статуса груза и доработка автоматической рассылки обновлений при изменении расписания в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Светлые прогнозы

В этом году крупные авиакомпании продолжат перевод пассажирских судов на грузовые. По оценке А. Ремизовой, банкротства авиакомпаний в этом году неизбежны, и вся отрасль – не только авиаперевозчики – нуждается в финансовой поддержке, и гораздо большей, чем уже оказывается правительствами стран.

Вакцины от COVID-19 обещают долгожданное восстановление, но пройдут месяцы, прежде чем эффект вакцинации начнет отражаться на спросе на авиаперевозки. В первые месяцы 2021 года объемы трафика продолжат оставаться на 50–60% ниже уровня 2019-го, а за весь год ожидается 5,64 млн рейсов, что соответствует половине от рейсов в докризисном году. В более долгосрочной перспективе наиболее реалистичным выглядит сценарий восстановления европейского рынка к 2024–2025 гг.

Представитель аэропорта Храброво (Калининград) в качестве мер поддержки авиаотрасли видит стимуляцию авиакомпаний к выполнению чартерных грузовых перевозок и усовершенствование таможенного законодательства.

Также ранее стало известно, что правительство РФ планирует выделить 5 млрд руб. на субсидирование авиаперелетов для жителей Дальнего Востока. Кроме того, министр транспорта РФ Виталий Савельев завил о возможности создания в России новых компаний-лоукостеров.

На этом фоне эксперты отрасли говорят о том, что в связи с падением пассажиропотока и обострившейся конкуренцией увеличения цены на авиабилеты для пассажиров пока происходить не будет. В этом году авиакомпании постараются компенсировать свои убытки, и рост цен будет наблюдаться на тех направлениях, где высокий спрос. Сейчас же ситуация с емкостями и тарифами стабилизировалась, на многих направлениях уже появилось пассажирское или чартерное авиасообщение под грузовые перевозки.

«В текущей ситуации давать долгосрочные прогнозы сложно, однако я думаю, что небольшой рост объема грузоперевозок возможен – прежде всего из-за растущего спроса на доставку вакцин от COVID-19», – говорит руководитель отдела авиаперевозок логистической компании «Даксер» Наталия Шувалова.

К росту объемов авиаперевозок может также привести увеличение активности торговли на онлайн-платформах, но коснется это, скорее, только грузопотоков курьерских служб или крупных игроков данного рынка, имеющих собственный парк самолетов.

Полную версию материала читайте в № 3–4 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions