+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.11.2020 14:49:28
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Меры поддержки гражданской авиации России: пан или пропал

С самого начала кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекции в начале 2020 года, гражданская авиация России, как и все авиационные системы мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами. В этих условиях совет ИКАО в своей декларации призвал государство принять необходимые меры для обеспечения устойчивости воздушного транспорта и самого высокого уровня безопасности полетов. Также совет выразил озабоченность экономическими последствиями вспышки коронавируса для воздушного транспорта и гражданской авиации.
О том, как сказались предложенные государством меры поддержки гражданской авиации России на общей картине рынка, рассказал в рамках «Транспортной недели» заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Алексей Новгородов. «11 марта 2020 года генеральный секретарь ВОЗ объявил вспышку COVID-19 пандемией, не рекомендуя при этом никаких ограничений на перемещения или торговлю. Но, как вы знаете, страны начали принимать меры по сдерживанию распространения COVID-19 воздушным транспортом. Введение ограничений и снижение потребительского спроса на авиаперевозки весной текущего года крайне негативно сказались на нашей отрасли. При этом, помимо кризисных явлений, существенное влияние оказала социальная напряженность: люди при возможности отказывались от полетов», – рассказал он, напомнив, что уже в марте было зафиксировано резкое падение авиаперевозок – только за 1 месяц объем снизился на 30%.

В апреле, мае и июне 2020 года падение объемов перевозок относительно 2019-го приближалось к 100% (апрель – 92,1%, май – 91,3%, июнь – 77,4%). Из-за введенных странами ограничений международных полетов наблюдалась почти полная остановка трансграничных линий: перевезено всего 88 тыс. пассажиров против 14,5 млн в 2019 году – падение более чем в 165 раз.

В сложившихся условиях для поддержки отрасли потребовались экономические меры. В их числе были сделаны следующие шаги: сформирован перечень системообразующих предприятий транспортной отрасли, куда вошло 52 организации гражданской авиации, 30 авиакомпаний, 21 аэропорт и ФГУП, подведомственное Росавиации; введен мораторий на подачу заявлений о банкротстве; организациям предоставлена отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, лизинговых платежей за воздушные суда; продлено действие разрешительных документов; установлены понижающие коэффициенты за аэронавигационное обслуживание воздушных судов. Из Резервного фонда РФ было выделено 23,4 млрд руб. субсидий для авиакомпаний и 10,9 млрд – для аэропортов.

Как отметил А. Новгородов, всего в Росавиацию обратилось 45 российских авиакомпаний (АК), было принято 113 положительных решений и доведено до АК более 13,6 млрд руб. (из них 7,8 млрд отошло к ПАО «Аэрофлот»). Большая часть их них – расходы авиакомпаний по зарплатам (77,5%), что покрыло 33,9% расходов по этой категории. Как итог – к 1 января 2020 года сокращение персонала отмечено на уровне менее 10%. Однако основные расходы авиакомпаний (аренда и лизинг воздушных судов, аэропортовое обслуживание) покрыть удалось лишь на уровне 2,4 и 2,9% соответственно.

Необходимо отметить, что падение пассажиропотока особенно затронуло крупные авиакомпании. Это обусловлено тем, что международные перевозки, занимающие крупную долю в структуре их деятельности, до июля текущего года были остановлены практически полностью и в настоящее время восстанавливаются крайне медленно. «Предварительные итоги за 10 месяцев показывают, что за это время перевезено около 60 млн пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем авиаперевозок сократился на 46%. Убытки авиакомпаний превысили 70 млрд руб. (в 2019 г. убытки составили менее 3 млрд руб.)», – посетовал А. Новгородов.

Компании нуждаются в мерах государственной поддержки и сегодня. В связи с этим субсидирование было решено продлить до ноября включительно, а ставку компенсации с июля по ноябрь увеличить с 365 до 685 руб. на одного пассажира.

Стоит отметить, что Минфин России предложил установить размер выплаты на уровне 436 руб. «В этой связи есть риск, что авиакомпании не в полном размере получат уже выделенную господдержку. Росавиация и Минтранс проводят работу с Минфином России по урегулированию этих разногласий», – отметил замруководителя Федерального агентства воздушного транспорта.

Отдельно следует отметить, что описанные ограничения в меньшей степени затронули бизнес-авиацию и грузовых перевозчиков. По статистике, за период январь – июнь 2020 года процент снижения грузовых перевозок составил менее 3%. Поэтому было принято решение о нераспространении субсидирования на бизнес-авиацию и грузовых перевозчиков.

Также важно было оказать поддержку аэропортов. В данных, озвученных А. Новгородовым, отмечено, что по состоянию на 1 ноября 2020 года было принято 290 положительных решений на сумму 9,1 млрд руб., отошедших 108 аэропортам. Как и у авиакомпаний, основная часть средств пошла на компенсацию зарплат сотрудникам аэропортов – 7,7 млрд руб. (85% от суммы, выплаченной получателям субсидий). Расходы в II квартале по этой категории составили 12,9 млрд руб., из них субсидия покрыла 59,7%. Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт удалось компенсировать только на 13,4%, операционные расходы – на 10%. Всего же удалось покрыть 37,6% расходов аэропортов в этом периоде. «Субсидирование позволило аэропортам аккумулировать часть оборотных средств и направить их в том числе на погашение процентов по ранее выданным кредитам и инвестиционную деятельность. В настоящее время разработан проект постановления о компенсации части расходов за июль 2020 года», – рассказал государственный деятель.

Он также добавил, что в 2020 году продолжилась программа субсидирования воздушных перевозок по территории РФ, на реализацию которой было направлено 9,6 млрд руб. В настоящее время для исполнения обязательств АК Минтрансом направлено обращение с просьбой о выделении дополнительно 2 млрд руб. из Резервного фонда РФ.

Новые вызовы внесли корректировки в привычные модели бизнеса. Порядка 12 российских авиакомпаний («Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Северный ветер» и др.) дополнительно внесли перевозку грузов в пассажирской кабине в список своих услуг. Как отметил А. Новгородов, это также способствовало своевременной доставке гуманитарных грузов. Перевозки осуществлялись на 134 воздушных судах RRJ-95. «Примером объединения отрасли перед лицом общих проблем стало решение госкорпорации по ОрВД о снижении на 50% сборов за обслуживание воздушных судов на внутренних линиях и практически до нуля на полетах по Дальнему Востоку. Введение понижающих коэффициентов позволило снизить нагрузку на авиакомпании на порядка 3,5 млрд руб. Данная мера будет действовать до 1 декабря 2020 года», – также рассказал он.

«Наша отрасль оживает, объем перевозок постоянно наращивается, при этом в данных условиях растет объем внутрироссийских перевозок. После снятия карантинных мер в регионах стали оживать бизнес-перелеты», – отметил А. Новгородов. Во время летнего сезона пассажиропоток некоторых аэропортов восстановился настолько быстрыми темпами, что даже превысил показатели прошлого года. Это касается в первую очередь южных направлений (прирост 35% в июле по отношению к аналогичному месяцу прошлого года).

Согласно докладу IATA, внутренние перевозки в России показали значительно более высокие темпы восстановления, чем в Китае, Японии, США и Австралии. Так, в июле 2020-го пассажиропоток составил 83,9%, в августе – 105,7%, а в сентябре – 106,8% от аналогичных периодов прошлого года.

Однако, несмотря на некоторую положительную динамику, объем пассажиропотока к концу году прогнозируется на уровне около 50% от объемов 2019 года. Восстановление авиаперевозок в 2021-м ожидается на уровне не выше 80% от показателей 2019 года.

«Итоги пока сообщать рано, но оперативные данные показывают, что спрос на авиаперевозки имеется, и мы ждем постепенного восстановления объемов перевозок. Будут разработаны предложения по дополнительным мерам поддержки авиатранспортной отрасли», – подвел итог А. Новгородов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions