+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.11.2020 14:49:28
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Меры поддержки гражданской авиации России: пан или пропал

С самого начала кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекции в начале 2020 года, гражданская авиация России, как и все авиационные системы мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами. В этих условиях совет ИКАО в своей декларации призвал государство принять необходимые меры для обеспечения устойчивости воздушного транспорта и самого высокого уровня безопасности полетов. Также совет выразил озабоченность экономическими последствиями вспышки коронавируса для воздушного транспорта и гражданской авиации.
О том, как сказались предложенные государством меры поддержки гражданской авиации России на общей картине рынка, рассказал в рамках «Транспортной недели» заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Алексей Новгородов. «11 марта 2020 года генеральный секретарь ВОЗ объявил вспышку COVID-19 пандемией, не рекомендуя при этом никаких ограничений на перемещения или торговлю. Но, как вы знаете, страны начали принимать меры по сдерживанию распространения COVID-19 воздушным транспортом. Введение ограничений и снижение потребительского спроса на авиаперевозки весной текущего года крайне негативно сказались на нашей отрасли. При этом, помимо кризисных явлений, существенное влияние оказала социальная напряженность: люди при возможности отказывались от полетов», – рассказал он, напомнив, что уже в марте было зафиксировано резкое падение авиаперевозок – только за 1 месяц объем снизился на 30%.

В апреле, мае и июне 2020 года падение объемов перевозок относительно 2019-го приближалось к 100% (апрель – 92,1%, май – 91,3%, июнь – 77,4%). Из-за введенных странами ограничений международных полетов наблюдалась почти полная остановка трансграничных линий: перевезено всего 88 тыс. пассажиров против 14,5 млн в 2019 году – падение более чем в 165 раз.

В сложившихся условиях для поддержки отрасли потребовались экономические меры. В их числе были сделаны следующие шаги: сформирован перечень системообразующих предприятий транспортной отрасли, куда вошло 52 организации гражданской авиации, 30 авиакомпаний, 21 аэропорт и ФГУП, подведомственное Росавиации; введен мораторий на подачу заявлений о банкротстве; организациям предоставлена отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, лизинговых платежей за воздушные суда; продлено действие разрешительных документов; установлены понижающие коэффициенты за аэронавигационное обслуживание воздушных судов. Из Резервного фонда РФ было выделено 23,4 млрд руб. субсидий для авиакомпаний и 10,9 млрд – для аэропортов.

Как отметил А. Новгородов, всего в Росавиацию обратилось 45 российских авиакомпаний (АК), было принято 113 положительных решений и доведено до АК более 13,6 млрд руб. (из них 7,8 млрд отошло к ПАО «Аэрофлот»). Большая часть их них – расходы авиакомпаний по зарплатам (77,5%), что покрыло 33,9% расходов по этой категории. Как итог – к 1 января 2020 года сокращение персонала отмечено на уровне менее 10%. Однако основные расходы авиакомпаний (аренда и лизинг воздушных судов, аэропортовое обслуживание) покрыть удалось лишь на уровне 2,4 и 2,9% соответственно.

Необходимо отметить, что падение пассажиропотока особенно затронуло крупные авиакомпании. Это обусловлено тем, что международные перевозки, занимающие крупную долю в структуре их деятельности, до июля текущего года были остановлены практически полностью и в настоящее время восстанавливаются крайне медленно. «Предварительные итоги за 10 месяцев показывают, что за это время перевезено около 60 млн пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем авиаперевозок сократился на 46%. Убытки авиакомпаний превысили 70 млрд руб. (в 2019 г. убытки составили менее 3 млрд руб.)», – посетовал А. Новгородов.

Компании нуждаются в мерах государственной поддержки и сегодня. В связи с этим субсидирование было решено продлить до ноября включительно, а ставку компенсации с июля по ноябрь увеличить с 365 до 685 руб. на одного пассажира.

Стоит отметить, что Минфин России предложил установить размер выплаты на уровне 436 руб. «В этой связи есть риск, что авиакомпании не в полном размере получат уже выделенную господдержку. Росавиация и Минтранс проводят работу с Минфином России по урегулированию этих разногласий», – отметил замруководителя Федерального агентства воздушного транспорта.

Отдельно следует отметить, что описанные ограничения в меньшей степени затронули бизнес-авиацию и грузовых перевозчиков. По статистике, за период январь – июнь 2020 года процент снижения грузовых перевозок составил менее 3%. Поэтому было принято решение о нераспространении субсидирования на бизнес-авиацию и грузовых перевозчиков.

Также важно было оказать поддержку аэропортов. В данных, озвученных А. Новгородовым, отмечено, что по состоянию на 1 ноября 2020 года было принято 290 положительных решений на сумму 9,1 млрд руб., отошедших 108 аэропортам. Как и у авиакомпаний, основная часть средств пошла на компенсацию зарплат сотрудникам аэропортов – 7,7 млрд руб. (85% от суммы, выплаченной получателям субсидий). Расходы в II квартале по этой категории составили 12,9 млрд руб., из них субсидия покрыла 59,7%. Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт удалось компенсировать только на 13,4%, операционные расходы – на 10%. Всего же удалось покрыть 37,6% расходов аэропортов в этом периоде. «Субсидирование позволило аэропортам аккумулировать часть оборотных средств и направить их в том числе на погашение процентов по ранее выданным кредитам и инвестиционную деятельность. В настоящее время разработан проект постановления о компенсации части расходов за июль 2020 года», – рассказал государственный деятель.

Он также добавил, что в 2020 году продолжилась программа субсидирования воздушных перевозок по территории РФ, на реализацию которой было направлено 9,6 млрд руб. В настоящее время для исполнения обязательств АК Минтрансом направлено обращение с просьбой о выделении дополнительно 2 млрд руб. из Резервного фонда РФ.

Новые вызовы внесли корректировки в привычные модели бизнеса. Порядка 12 российских авиакомпаний («Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Северный ветер» и др.) дополнительно внесли перевозку грузов в пассажирской кабине в список своих услуг. Как отметил А. Новгородов, это также способствовало своевременной доставке гуманитарных грузов. Перевозки осуществлялись на 134 воздушных судах RRJ-95. «Примером объединения отрасли перед лицом общих проблем стало решение госкорпорации по ОрВД о снижении на 50% сборов за обслуживание воздушных судов на внутренних линиях и практически до нуля на полетах по Дальнему Востоку. Введение понижающих коэффициентов позволило снизить нагрузку на авиакомпании на порядка 3,5 млрд руб. Данная мера будет действовать до 1 декабря 2020 года», – также рассказал он.

«Наша отрасль оживает, объем перевозок постоянно наращивается, при этом в данных условиях растет объем внутрироссийских перевозок. После снятия карантинных мер в регионах стали оживать бизнес-перелеты», – отметил А. Новгородов. Во время летнего сезона пассажиропоток некоторых аэропортов восстановился настолько быстрыми темпами, что даже превысил показатели прошлого года. Это касается в первую очередь южных направлений (прирост 35% в июле по отношению к аналогичному месяцу прошлого года).

Согласно докладу IATA, внутренние перевозки в России показали значительно более высокие темпы восстановления, чем в Китае, Японии, США и Австралии. Так, в июле 2020-го пассажиропоток составил 83,9%, в августе – 105,7%, а в сентябре – 106,8% от аналогичных периодов прошлого года.

Однако, несмотря на некоторую положительную динамику, объем пассажиропотока к концу году прогнозируется на уровне около 50% от объемов 2019 года. Восстановление авиаперевозок в 2021-м ожидается на уровне не выше 80% от показателей 2019 года.

«Итоги пока сообщать рано, но оперативные данные показывают, что спрос на авиаперевозки имеется, и мы ждем постепенного восстановления объемов перевозок. Будут разработаны предложения по дополнительным мерам поддержки авиатранспортной отрасли», – подвел итог А. Новгородов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions