По итогам прошлого года продажи автомобильной техники в РФ составили порядка 8,2 млн ед., превысив результат предыдущего года почти на четверть. Емкость автомобильного рынка составила 12,6 трлн руб. 86% продаж, или 7,1 млн ед. пришлось на машины с пробегом (тогда как в 2022-м – 5,8 млн), сообщил сегодня на пресс-конференции президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Поддержанные авто набирают вес
Как уточняет «Автостат», по итогам 2023 года в России куплено 5,7 млн подержанных легковых автомобилей. Это на 17% больше, чем в 2022-м, отмечают эксперты агентства.
За последний год доля б/у машин на авторынке сократилась на 4 п. п., тогда как новых соответственно выросла.
По сравнению с кризисным предыдущим годом, когда продажи новой техники резко пошли вниз (с 1,6 млн в 2021-м до 687,3 тыс. ед. в 2022-м), 2023 год по этому параметру показал рост на 67%, объем увеличился до 1,1 млн ед. Тем не менее за последнее десятилетие новых автомобилей на рынке стало меньше. Причины – экономические, в том числе в уровне доходов населения.
«Доля людей, который смогли купить новый автомобиль, снизилась с 2013 года, когда был максимальный рынок. Тогда чуть ли не 3 млн ед. было продано, каждый третий россиянин смог купить новый автомобиль», – вспоминает А. Подщеколдин.
Нынешняя ситуация не способствует омоложению парка, который в целом составляет около 50 млн ед. На сегодня в стране он на 70% состоит из машин старше 10 лет, причем 27% автотехники – старше 20 лет.
«По-моему пришла пора включить многочисленные меры, чтобы всячески стимулировать обмен автомобилей, чтобы эта структура начала меняться», – подчеркнул президент ассоциации РОАД.
Под флагом Поднебесной
Если рассматривать сегмент новых машин, то из 1,1 млн проданных автомобилей в 2023 году 48% пришлось на технику производства КНР. В 2022-м было реализовано 124,6 тыс. китайских машин, в 2023-м – 548,6 тыс. В лидерах продаж – Chery, Havel, Geely, Changan, Exeed, Omoda, JAC.
«Китайцы признали, что российский рынок новых автомобилей стал для них экспортным рынком № 1, при том что китайский автопром производит 30 млн автомобилей [ежегодно]», – заявил А. Подщеколдин.
Стоит сказать, в 2023 году китайские компании открыли в России 2,1 тыс. дилерских центров. Некоторые действовавшие центры возобновили свою работу под китайскими марками.
Российская техника (в 2023 году реализовано 434,6 тыс. ед.) заняла 38% рынка. Стоит сказать, что в 2022 году эта доля была чуть больше – 39%, хотя продажи не превышали 265 тыс.
На западные бренды в 2023 году пришлось 15% рынка (около 170 тыс. ед.) Они, главным образом, доставлены в Россию по параллельному импорту. В 2021 году западные марки занимали 67% рынка.
«Все-таки параллельный рынок сыграл свою роль, не зря эта мера была принята. В противном случае рынок был бы, скорее всего, меньше 1 млн. Не все покупатели готовы перейти только на российские или китайские бренды, нужно понимать покупательские привычки людей», – резюмирует А. Подщеколдин.
По какому сценарию поведет себя рынок?
Согласно пессимистичному прогнозу РОАД, в 2024 году в России будет продано 1,1 млн автомобилей, по оптимистичному – 1,3 млн машин.
Если ставка ЦБ РФ останется прежней, не будет стимулирующих программ, если курс рубля будет свободным, то сработает первый сценарий. Хороший прогноз рассчитан на активное участие правительства в вопросе стимулирование продаж, считает глава ассоциации.
Между тем начало 2024 года пока демонстрирует не очень позитивный результат. Первый месяц для дилеров начался по продажам хуже, чем январь 2023 года.
Ранее в Минпромторге РФ отмечали, что с этого года начнется постепенное восстановление продаж новых автомобилей. В 2026-м объем реализации может соответствовать уровню, достигнутому в 2015–2021 годах. Тогда ежегодно продавалось 1,6–1,8 млн машин, на новую технику приходилось 22–25% рынка.
Автор: Павел Белов
Фото: 5koleso.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.