Теме адаптации автотранспорта к работам в арктических условиях был посвящен круглый стол «Преференции испытаниям колесного транспорта на Севере – драйвер проекта «Наука и инжиниринг экстремально холодных территорий», состоявшийся в рамках Российской недели общественного транспорта и городской мобильности.
Холодный расчет
На сегодня автоперевозчики, осуществляющие деятельность на экстремально холодных территориях, остаются в правовом вакууме. Формально вся отечественная техника, даже скорая помощь и пожарные машины, не имеют право работать ниже минус 40–45 градусов. То же самое относится и к общественному транспорту. Стоит сказать, что к территории экстремального холодного климата относится большая часть регионов на северо-востоке РФ, включая Якутию, где из-за обмеления рек в последнее время растут объемы северного завоза автотранспортом.
«Нужно эту коллизию решать. У нас в морозы строят теплые остановки, но автобусы – вне закона», – подчеркивает председатель комиссии по содействию проектной деятельности в научно-технологической сфере Торгово-промышленной палаты Якутии, директор ООО «АрктикСпецМаш» Александр Мярин.
Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) к настоящему времени разработан ГОСТ «Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды». Пока его требования в техрегламент не вошли, чтобы быть обязательными для производителей, но стандартом предусматривается работа техники при минус 60 градусах.
Одновременно научные организации совместно с российскими автоконцернами проводят испытания в арктической зоне. При этом необходимо отладить систему опытных поездок по аналогии с опытом советского времени, отмечает А. Мярин. Чтобы подтвердить северную модификацию, техника должна пройти в зимние месяцы в районе Оймякона (полюс холода) и других населенных пунктов, где наблюдаются крайне низкие температуры, порядка 25–40% от заявленного ресурса. Тогда набирается реальная база для повышения надежности, работоспособности машин.
«Остановились на том, что зимний пробег будет не менее 8 тыс. км в радиусе до 300 км от представительных пунктов (Оймякон, Верхоянск, Хабардино), а для транспортных средств с особой ответственностью (скорая помощь и др.) – до 200 км. А то бывает так, один раз в конце февраля проедут мимо Оймякона и говорят: машина северная», – рассказал А. Мярин.
Север проверит на прочность
В России на сегодня практически не выпускается серийно техника, адаптированная к условиям Крайнего Севера. В сентябре по итогам заседания президиума госсовета по развитию общественного транспорта вышли поручения в части формирования консолидированных заказов климатических модификаций для условий экстремально холодного климата.
Стоит сказать, что западная техника, приобретаемая для работы в арктической зоне, не сразу показывала себя надежно и выдерживала низкие температуры. К примеру, Caterpillar внес 158 конструкционных изменений в свои модификации за 10 лет эксплуатации на севере, рассказал завкафедрой «Горное дело» Политехнического института (филиал Северо-Восточного федерального университета) в городе Мирный Игорь Зырянов.
В свою очередь, Минобрнауки поддержало проект, реализуемый автозаводом «Урал» с отраслевыми вузами. «В первую очередь начали адаптировать серийно выпускаемые узлы агрегатов автомобилей «Урал» для работы в условиях низких температур, до минус 50 градусов, что позволило повысить ресурс при работе в экстремальных условиях», – проинформировал профессор МГТУ им. Баумана Алексей Дьяков.
Кроме того, стояла цель разработать конструкцию самого транспортного средства, которое достаточно хорошо было бы унифицировано с серийными автомобилями «Урал». Это позволит минимизировать производственные затраты и сократить время выхода на рынок готовой продукции.
Проектом также предусмотрена разработка арктического автобуса и тягача с функциональными модулями, который может быть востребован на Крайнем Севере. «Особенностью этой конструкции является то, что на месте самого функционального модуля есть возможность размещения 20-футового контейнера для того, чтобы использовать этот автопоезд в качестве перевозки в условиях арктических зон», – рассказал А. Дьяков.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.