+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.04.2023 13:47:05
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Операторы притормаживают переход автоперевозчиков в цифру

Спор о том, кто виноват в столь не быстром переходе на электронную транспортную накладную разразился на одной из панельных дискуссий, организованных на международной выставке TransRussia. Автоперевозчики на электронный документооборот перешли в сентябре 2022 года. Пока добровольно, потом требования ужесточатся. Однако тормозят процесс, как выяснилось, ни автоперевозчики, а операторы.
Автотранспорт буксует на цифрах

«Электронная очередь на международных погранпереходах – это часть государственной информационной системы электронных платежных документов (ГИС ЭПД). Помимо бронирования, планируется реализовать возможность оформления международных документов», – говорит Дмитрий Скачков, директор департамента цифрового развития Минтранса России.

То есть в ближайшем будущем у контролирующих органов появится возможность видеть информацию о грузе и водителе еще на подъезде к пункту пропуска. Впрочем, сейчас так работают госавтоинспекторы. Им, чтобы распознать общие сведения как о самом транспорте и водителях, так и о собственнике или арендодателе транспортного средства, а также о грузе, мед- и техосмотрах, не нужны ни бумажные накладные, ни «звонок от друга», а только QR-код. Сотрудникам ГИБДД, чтобы прочитать его, не требуется даже доступ в интернет – система уже научилась работать удаленно.

«Участники отрасли получили возможность не возить с собой бумажные документы с 1 сентября 2022 года», – говорит Д. Скачков.

ГИС ЭПД – ядро суперсервиса Минтранса России, добавляет он. Разработчиком информационной системы стало ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Информационная система работает, но пока автоперевозчики входят в нее добровольно, а уже через год, к концу 2024-го, она станет обязательной. Электронный документооборот сокращает издержки при перевозках, позволяет собирать и структурировать данные, что значительно повышает качество аналитики, перечисляет достоинства цифрового будущего Д. Скачков. Опытным путем установлено, что ГИС ЭПД ускоряет логистику и взаиморасчеты, а также снижает показатели простоя. Государство тоже имеет плюс.

«В перспективе число проверок, как и их сроки, сократятся. Это действительно важно», – говорит Д. Скачков.

В ГИС ЭПД уже оформляют электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд, а с 1 марта 2023 года сервис расширился: появились электронный путевой лист, электронный заказ-заявка и электронный договор фрахтования. В ближайшие два года, до 2025-го, в единое цифровое пространство переведут не только автотранспорт, но и железнодорожный, авиа- и водный. По крайней мере, о таких планах заявляет Министерство транспорта.

Роуминг между участниками

Оператор, согласно требованиям Минтранса, верифицирует информацию для всех участников перевозки: получателя, перевозчика и отправителя груза. Оператор делает цепочку защищенной и надежной, подчеркивают в ведомстве. Но пока операторы предлагают перевозчикам те информационные системы, которые они разработали сами. Как правило, на базе собственной разработки, созданной ранее. Об этом, в частности, говорит Егор Глухов, заместитель генерального директора «Такском». Компания вошла в ГИС ЭПД еще в 2020 году.

«Сервис, конечно, доработали, добавили раздел по работе с электронными документами. Есть веб-приложение, которое позволяет использование электронной подписи. Мы прекрасно понимаем, что не все участники перевозочного процесса находятся в теплом офисе, поэтому для водителей есть мобильное приложение, здесь он получает и просматривает документы и может направить их для подписания в офис или подписать самостоятельно», – говорит оператор.

Наибольшие трудности участники рынка испытывают в момент перехода и в период адаптации, добавляет он. Именно поэтому рынку представлено пусть и доработанное, но собственное приложение, к которому клиенты уже привыкли. Но в Минтрансе подчеркивают, что каждый оператор участвует во всех логистических цепочках, а не только своих клиентов. Поэтому передачу данных от участников рынка перевозки проще всего организовать одному оператору, но их сейчас девять. А может быть, и больше. Поэтому в Минтрансе говорят о роуминге операторов. Впрочем, о необходимости организации взаимодействия операторов говорят и в налоговой службе, признается Федор Новиков, начальник управления электронного документооборота ФНС России.

«Хотя есть вопрос: если операторов девять, а документ всего один, то почему они не могут сами наладить взаимодействие? Оказывается, есть нюансы. Когда приходим к операторам, то получаем ответ: нет запроса с рынка», – говорит Ф. Новиков.

Если вы та компания, которую не пускают операторы в общий электронный документооборот, то обращайтесь в ФНС, призывает он.
«Операторы такие создания, что их нужно «пинать», чтобы они дали нужный продукт», – резюмирует Ф. Новиков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions